14-06-17 / 2017
Новости отрасли
Минтранс хочет возложить на ж/д операторов убытки от некачественного состояния вагонов

Министерство транспорта РФ рассчитывает включить владельцев вагонов в число субъектов, которые несут ответственность за убытки при транспортировке подвижного состава в ремонт, в том числе в связи с аварийными ситуациями, возникшими по вине железнодорожных операторов.

Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила соответствующий законопроект, говорится на сайте кабинета министров. Сейчас ответственность за убытки, возникшие при перевозке из-за аварий (включая перерывы в движении поездов), возложена только на отправителей и получателей грузов, а также перевозчиков и владельцев инфраструктуры (ОАО "Российские железные дороги" и ряд других организаций), отмечается в сообщении.

Железнодорожные операторы же, предоставляющие подвижной состав грузоотправителю, "несмотря на отсутствие вытекающих из договора отношений с перевозчиком", несут ответственность за надлежащее техническое состояние вагонов. "Следовательно, (они - ИФ) обязаны возместить расходы перевозчика, возникшие в результате отцепки вагонов, произошедшей по вине владельца вагона. (При принятии законопроекта - ИФ) будет определена базовая норма об отцепке вагона и лицо, которое будет обязано компенсировать расходы перевозчика, возникшие в результате отцепки", - говорится на сайте правительства.

Законопроект предполагает, что Минтранс будет устанавливать порядок отцепки и прицепки грузовых вагонов при их следовании в ремонт и из него, а также схему определения платы перевозчику в связи с такими операциями, если в них возникает потребность по независящей от перевозчика причине. "В настоящее время отмечается рост расходов перевозчика на выполнение операций с неисправными вагонами по отцепке и прицепке их к поездам, а также за груженый пробег вагонов, следующих в текущий ремонт", - отмечается в сообщении.

Документ призван улучшить эксплуатационную обстановку на ж/д сети, ускорить доставку грузов и порожних вагонов, их оборот, стимулировать операторов к покупке нового подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками и поддержанию парка в надлежащем состоянии, добавляет правительство. Документ предполагает изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ. Минтранс подготовил его в соответствии с программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 г. Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

Между тем, по мнению участников рынка, предлагаемые меры не столько повысят безопасность на железнодорожном транспорте, сколько увеличат финансовую нагрузку на отраслевых игроков. Кроме того, по словам одного из участников рынка, уже сейчас существует целый комплекс мер, позволяющих не допускать вагоны в ненадлежащем состоянии на сеть. "При этом решение об отцепке принимают РЖД, и в прошлые годы даже существовал план по выручке от текущего отцепочного ремонта, и ремонт вагонов также проводят депо "Российских железных дорог", то есть монополия уже получает эти деньги", - отметил он. "Какая-то часть расходов перевозчика уже сегодня "сидит" в тарифе, поэтому возможна ситуация, когда может происходить двойное списание денег", - добавил собеседник.

"С 2012 г. количество текущих отцепочных ремонтов в пересчете на каждый вагон выросло в полтора раза. Сейчас состояние парка вагонов в России кардинально изменилось, у нас самый молодой парк грузовых вагонов в мире, однако сегодня отцепляются даже совсем новые вагоны. Если обязанность возмещения убытков ляжет на операторов, им придется включить эти расходы в цену услуг, а это в свою очередь может повлечь рост стоимости услуги для клиентов", - заметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.06.2017