17-12-14 / 2014
Новости отрасли
Минтранс готовится к внедрению альтернативного топлива

На едином портале нормативных актов Минтранс опубликовал проект постановления Правительства РФ о внедрении газомоторной техники на разных видах транспорта. Подпрограмма по железным дорогам предполагает замещение традиционных видов топлива.

По замыслу авторов проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения» позволит шире внедрять в эксплуатацию газомоторное топливо.

В Минтрансе пояснили, что с учетом сложившейся внешнеполитической ситуации, а также ситуации на топливном рынке потребность во внедрении есть, однако в законодательстве страны документ, регулирующий это, отсутствует.

«Недостаточная интенсивность внедрения влечет за собой высокие транспортные издержки, значительное ухудшение экологической обстановки в связи с большим объемом выбросов и фактическое отсутствие альтернативы нефтяным жидким моторным топливам», – уточнили в Минтрансе.

Подпрограмма внедрения газомоторной техники на железнодорожном транспорте предполагает замещение тягового подвижного состава, работающего на традиционном топливе, составом, использующим сжиженный газ.

По словам начальника Центра инновационного развития (ЦИР) ОАО «РЖД» Александра Корчагина, сжиженный газ – это альтернативный вид топлива для инфраструктуры. Он используется в новых типах локомотивов, которых еще нет в мире. Это два типа подвижного состава – газотурбовоз и маневровый тепловоз, работающие на газомоторном топливе.

Господин Корчагин уточнил, что на сегодняшний день в России существует лишь два газотурбовоза. Первая модель – это прототип, разработанный в РЖД, а вторая – серийная машина, которая проходит (так же как и маневровые локомотивы на газомоторном топливе) сертификационные испытания.

«До конца 2014 года испытания должны закончиться, и в 2015 году должен быть сделан еще один газотурбовоз, – говорит Александр Корчагин. – До 2020 года всего их станет 20 штук, а эксплуатироваться они будут на Свердловской железной дороге».

Однако в документах к проекту сказано, что переход на использование газомоторного топлива на железнодорожном транспорте сдерживается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Постановление же даст возможность развить сопутствующую сервисную и газозаправочную инфраструктуру.

«Чтобы эти машины могли экономически окупить себя, стоимость сжиженного газа, который используется как газомоторное топливо на локомотиве, не должна превышать 50% от цены дизельного топлива», – пояснил начальник ЦИРа.

Если цена будет выше, тогда техника с экономической точки зрения не окупит себя никогда, считает специалист. Поэтому важно узаконить такой подход.

Согласно документу, подпрограмма реализуется до 2020 года, общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 4,4 млрд руб.

Таким образом, постановление поможет стимулировать разработку и производство тягового подвижного состава, повысит его надежность, безопасность и энергоэффективность.

Между тем Александр Корчагин отметил, что локомотивы и маневровые машины разрабатываются за счет средств РЖД.

Приоритеты же внедрения альтернативного вида топлива на железнодорожном транспорте определены в «Энергетической стратегии холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», в «Стратегии инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» (Белая книга ОАО «РЖД»)» и в «Программе инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года».

По мнению эксперта, генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, планы РЖД по внедрению и расширению маршрутов эксплуатации газотурбовозов и газопоршневых локомотивов оправданные и своевременные, соответствуют общей стратегии развития транспорта РФ.

Он также отметил, что использование газомоторного топлива продлевает ресурс работы двигателей и механизмов (одной заправки хватает на 750 км, то есть он на 30–40% экономичнее тепловоза), а стоимость жизненного цикла газотурбовоза почти на 20% ниже по сравнению с магистральными тепловозами.

Следует отметить, что среди мероприятий, направленных на решение задач, связанных с внедрением альтернативы, – введение системы преференций, налоговых льгот и субсидий для организаций, производящих и эксплуатирующих технику на газомоторном топливе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.12.2014