28-10-20 / 2020
Новости отрасли
Минтранс готовит новую редакцию ПТЭ

Минтранс России при участии ОАО "РЖД" готовит новую редакцию Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) РФ, которая должна стать более удобной для пользователей, чем действующий документ, и открыть дорогу новым технологиям. Особенности новых ПТЭ и замечания участников рынка железнодорожных перевозок были обсуждены на круглом столе, подготовленном редакцией газеты "Гудок" совместно с Департаментом безопасности движения ОАО "РЖД".

ПТЭ устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава, предъявляемые к ним классные требования, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. ПТЭ обязательны для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта, так как их выполнение позволяет обеспечить слаженность действий всех структур, четкую и бесперебойную работу, безопасность движения.

Дополнять больше нельзя

Действующие ПТЭ приняты в 2010 году. Тогда это был отвечающий своему времени документ, включивший инструкции по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации. В отличие от предыдущих ПТЭ редакция 2010 года была лишена ссылок на приказы, издаваемые на уровне начальников дорог и начальников отделений магистралей. Но подробное норматирование всей материальной части и технологических процессов заставляло вносить изменения в документ. ПТЭ стали увеличиваться в размере и усложняться в использовании, становясь ограничителем для внедрения целого ряда современных технологий, таких как вождение грузовых составов машинистом без помощника, применение беспилотных систем.

"Правила технической эксплуатации железных дорог видоизменялись, дополнялись и уже во многом слабо отображают перспективы и возможности, которые есть у владельца инфраструктуры по поступательному развитию", – констатирует заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин.

В Минтрансе и РЖД стали думать над модернизацией правил. Безальтернативность коренной перестройки документа зафиксировал и Минюст России, уведомивший Минтранс о том, что согласно существующим правовым нормам вносить дополнительные изменения в действующие ПТЭ больше нельзя – надо разрабатывать новую редакцию.

"В соответствии с протоколом заседания комиссии РФ по законопроектной деятельности от 27 июля этого года в настоящее время Минтранс России совместно с РЖД проводит разработку новых правил технической эксплуатации железных дорог РФ", – говорит заместитель директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Константин Григорьев.

Части целого

Проект новой редакции ПТЭ разрабатывается Минтрансом и РЖД совместно с Институтом управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ). Перед началом создания структуры документа проведена исследовательская работа по анализу лучших мировых практик в регулировании деятельности железнодорожного транспорта. В итоге новые ПТЭ поделены на две основные части. Одна должна осуществлять на уровне Минтранса государственное регулирование с целью установления и соблюдения основных, предельно допустимых норм и требований безопасности при работе подвижного состава, инфраструктуры, построении эксплуатационной работы. Предлагается также на государственном уровне установить минимальные требования к квалификации персонала.

А вторая часть, касающаяся требований к техническим средствам железнодорожного транспорта и процессам эксплуатации, отдается на регулирование владельцу инфраструктуры. То есть нормы содержания, эксплуатации и контроля инфраструктуры; порядок допуска, система контроля, обеспечения безопасности подвижного состава; нормы эксплуатации информационных систем и технологий будут определяться владельцем инфраструктуры – РЖД – для путей общего пользования и собственниками – для путей необщего пользования.

Проще говоря, государству предложено установить рамки допустимого, внутри которых РЖД и владельцы путей необщего пользования будут иметь свободу действий, регулируя параметры приобретаемой продукции и услуг через установление технических условий, применение ГОСТов.

Начальник Департамента технической политики ОАО "РЖД" Владимир Андреев отмечает, что в проекте новой редакции ПТЭ исключены требования к проектированию, к конструкции подвижного состава, дублирование технических регламентов Таможенного союза, федеральных законов, ГОСТов. Вместе с тем установлены обязанности разработчиков автоматизированных системам управления; требования к системам цифровой поездной радиосвязи и беспроводной передачи данных; предусмотрена возможность эксплуатации подвижного состава, оборудованного системами автоматизированного и дистанционного управления; ряд других норм, открывающих дорогу цифровизации и автоматизации.

Столкновение интересов

Проект новых правил был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов с 20 августа по 10 сентября.

"Поступило очень много замечаний, предложений. Какие-то замечания спорные, есть те, которые мы принимаем. В данное время работа продолжается, процесс очень сложный, учитывая большое количество участников рынка. Поэтому абсолютно правильно сегодня проведение такого круглого стола, чтобы еще раз лично обсудить все эти предложения и замечания", – отмечает Константин Григорьев.

Институт управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) обработал более 400 замечаний к документу, поступивших на федеральный портал проектов нормативных правовых актов от проектных организаций, производителей железнодорожной техники, операторов подвижного состава, других предприятий и организаций, имеющих отношение к работе железнодорожного транспорта.

"Основные замечания поступили к разделам технической эксплуатации сооружений и устройств путевого хозяйства и технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава", – сообщил директор Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Сергей Вакуленко.

Разработчики выделили наиболее частые вопросы, на которые дали ответы. В инфраструктурном блоке большое число оставивших свои замечания под проектом ПТЭ, в частности, высказывают опасения о возможном снижении качества работ по ремонту и содержанию пути, после того как ПТЭ возложат на владельца инфраструктуры определение межремонтных сроков и порядка проведения ремонтов. На государственном уровне будет введена только норма минимального количества контрольных промеров.

"Риск снижения качества выполнения работ по ремонту и текущему содержанию инфраструктуры отсутствует, так как в соответствии с п. 43 проекта ПТЭ владелец инфраструктуры, владелец путей необщего пользования обязан содержать все элементы инфраструктуры в исправном и работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов в соответствии с проектной и конструкторской документацией", – объясняет Сергей Вакуленко.

То есть владельцу инфраструктуры или путей необщего пользования дается возможность самостоятельно определять порядок выполнения таких работ, но при этом все параметры инфраструктуры должны соответствовать проектной и конструкторской документации, обеспечивающей необходимый уровень качества и безопасности продукции в соответствии с ГОСТом.

Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожного транспорта" (НП "ОПЖТ") внесло 95 замечаний к проекту новой редакции ПТЭ. При этом президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович в основном положительно отозвался о проекте правил и выделил ключевые, на его взгляд, моменты. В частности, обратил внимание на введение ответственности владельца подвижного состава за его техническое состояние. "Абсолютно правильно! Весь мир так работает, а у нас почему-то все свалили на владельца инфраструктуры", – заявил Валентин Гапанович.

Кроме того, президент НП "ОПЖТ" отметил возложение ответственности за безопасную работу систем автоматизации на разработчика программного обеспечения.

А вот у члена президиума саморегулируемой организации "Союз операторов железнодорожного транспорта" Ирины Чиганашкиной возложение ответственности за своевременное выполнение технического обслуживания (ТО) вагонов на их владельцев вызвало много вопросов. В том числе в связи с тем, что техобслуживание будет осуществлять собственник подвижного состава, а установление порядка ТО остается за владельцем инфраструктуры. При этом в проекте нет перевозчика, который сейчас ведет ТО вагонов. "Если не появляется перевозчик и его обязанности передаются оператору, видимо, совместно с владельцем инфраструктуры, надо будет выстроить какое-то новое взаимодействие с участниками рынка", – предполагает Ирина Чиганашкина.

Она считает, что оператору понадобится беспрепятственный допуск на инфраструктуру, обеспечение допуска представителей оператора для контроля инфраструктуры на предмет качества ее содержания и влияния на состояние вагона, определение и согласование мест проведения ТО в пути следования.

Подводя итог дискуссии, Константин Григорьев заметил, что Минтранс рассмотрит все высказанные предложения, но призвал участников рынка железнодорожных перевозок проявить больше готовности к компромиссу, чтобы перейти от споров к утверждению и принятию документа.

А Шевкет Шайдуллин отметил, что новых российских ПТЭ ожидают многие железнодорожные администрации СНГ, входящие в пространство 1520. Они готовы к актуализации собственных документов нормативного регулирования с учетом изменений в России.

Что дальше

Сейчас проект новой редакции ПТЭ будет доработан с учетом полученных замечаний, после чего снова появится на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Пройдя эту процедуру, документ отправится на оценку в Минэкономики РФ, получив которую будет подписан министром транспорта и передан на регистрацию в Минюст. Точных сроков прохождения процедур нет, но принять новые ПТЭ надо не позднее июня будущего года. Потому что 30 июня 2021 года истекает срок, когда существующие ПТЭ можно применять с целью надзора и контроля, – с этого дня они станут просто справочником.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.10.2020