12-07-17 / 2017
Новости отрасли
Минтранс давит на газ

Министерство транспорта РФ разработало госпрограмму "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения". Документ предполагает, в частности, выделение бюджетных средств ОАО "РЖД" на закупку локомотивов, работающих на сжиженном природном газе СПГ.

На внедрение локомотивов, работающих на СПГ, правительство до 2022 года направит 44 млрд руб.. Проект постановления правительства, утверждающий программу, Минтранс внес на рассмотрение в кабинет министров в минувший четверг. Подпрограмму "Железнодорожный транспорт" планируется реализовать в 2018–2022 годы, на ее реализацию правительство направит 44,01 млрд руб. Из них 41,47 млрд руб. – деньги госбюджета, еще 2,54 млрд руб. должны привлечь потенциальные участники программы. В частности, средства из казны на покупку локомотивов, работающих на СПГ, планируется внести в уставный капитал ОАО "РЖД", сумма уточняется. Еще одна важная статья расходов – развитие экипировочных пунктов для обеспечения локомотивов этим видом топлива. Сейчас на сети РЖД есть только один пункт экипировки, приспособленный для заправки локомотивов СПГ в районе Екатеринбурга.

"Использование газотурбовозов с высокими тяговыми характеристиками позволит организовать движение тяжеловесных поездов на неэлектрифицированных участках сети и обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов при снижении потребности в локомотивах и локомотивных бригадах. Результатом реализации подпрограммы станет уменьшение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду и повышение качества жизни населения, снижение себестоимости железнодорожных перевозок и повышение их эффективности за счет внедрения новых технологий эксплуатации подвижного состава", – говорится в пояснительной записке к программе.

Среди преимуществ магистральных газотурбовозов по сравнению с дизельным тяговым подвижным составом авторы программы называют в том числе возможность существенного снижения эксплуатационных затрат за счет использования более дешевого топлива (стоимость СПГ в два раза ниже стоимости дизельного топлива), повышенный срок эксплуатации и многократное снижение вредных выбросов.

В 2013 году по заказу ОАО "РЖД" Брянский машиностроительный завод (входит в ЗАО "Трансмашхолдинг") изготовил первый в мире газопоршневой тепловоз ТЭМ19-001, работающий на сжиженном природном газе. В прошлом году завершился полный комплекс испытаний газотепловоза, включая сертификационные испытания. Результаты эксплуатации газотепловоза ТЭМ19 на Свердловской железной дороге показали, что по сравнению с маневровыми тепловозами ТЭМ18ДМ газотепловоз позволяет снизить удельные затраты на топливо до 26%. В настоящее время газотепловоз ТЭМ19-001 передан для эксплуатации в локомотивное депо Егоршино Свердловской железной дороги.

Впрочем, успехами в области производства локомотивов "на газу" может похвастать не только Трансмашхолдинг. Советник президента ОАО "РЖД", президент НП "Объединение производителей железнодорожной техники" Валентин Гапанович отметил, что подконтрольная эксплуатация магистрального газотурбовоза ГТ1h-002 (производства Людиновского тепловозостроительного завода, входит в АО "Синара – Транспортные машины") признана успешной. По его словам, стоимость жизненного цикла газотурбовоза на 15% ниже, чем у электровоза, а сервисное обслуживание силового блока как минимум на треть меньше, чем у дизельных двигателей.

"Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что газотурбовоз как проект состоялся. Наступает этап его внедрения в жизнь. Ключевым вопросом становится строительство газозаправочных станций. Использование такого топлива повышает уровень экологичности на транспорте. Более чистая энергия – только солнечная. Это крайне важный аспект в нашем сложном меняющемся климате. Также стоит отметить, что эта инициатива увязывается с поручением Президента РФ Владимира Путина касательно освоения Арктики. Дело в том, что локомотивы, работающие на СПГ, будут востребованы при реализации этого проекта в районе Ямала: в арктической зоне, в особо ранимой окружающей среде нужен максимально чистый транспорт. Кроме того, не стоит забывать, что 2017 год объявлен Годом экологии, так что государственная поддержка расширения использования газомоторного топлива будет весьма своевременной, а инициатива – более чем положительной", – подчеркнул Валентин Гапанович.

Напомним, одной из задач "Энергетической стратегии ОАО "РЖД" является обеспечение 25–30% замещения дизельного топлива природным газом к 2030 году.

"РЖД – крупнейший энергопотребитель в России, компания ежегодно расходует на выполнение перевозочной работы и нетранспортные нужды около 48 млрд кВт•ч электрической энергии и 3,2 млн тонн дизельного топлива, что составляет соответственно 4,7% и 9,1% их общего потребления в стране, – пояснил "Гудку" главный инженер Свердловской дирекции тяги Сергей Солонинин. – При этом Россия располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа, которые оцениваются на уровне 33% от мировых запасов (по нефти 12–13%). В период опытной эксплуатации газотурбовоза ГТ1h на Свердловской дороге установлено, что ведение поезда массой 7,5 тыс. тонн снижает удельные затраты на энергоресурсы относительно тепловозов 3ТЭ116У на 7,2%, а при увеличении весовой нормы до 9 тыс. тонн – на 12,7% (параметры подтверждены при цене сжиженного газа на 50% ниже стоимости дизельного топлива)".

Разработчики программы также отмечают, что тяговый подвижной состав на СПГ может использоваться частными операторами подвижного состава и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта.

"В 2015 году на таких предприятиях находилось в эксплуатации 8,8 тыс. тепловозов (уровень износа – порядка 90%). Для охвата дополнительных сегментов рынка тягового подвижного состава потребуется разработка отечественного газового двигателя средней мощности, использующего СПГ. Создание железнодорожной техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, предполагает формирование технических требований к соответствующей газотопливной инфраструктуре (пункты экипировки и технического обслуживания локомотивов) с учетом особенностей эксплуатации подвижного состава и обеспечения безопасности", – говорится в пояснительной записке к программе.

Основным препятствием для перехода на использование СПГ в качестве моторного топлива на железнодорожном транспорте является отсутствие инфраструктуры газообеспечения и газозаправки локомотивов. В связи с этим госпрограмма подразумевает создание инфраструктуры для заправки и замены топливных цистерн.

Как заявили в Трансмашхолдинге, компания готова выпускать практически любое количество техники по запросу заказчика, в том числе с использованием моторного топлива в виде газа.

"Мы как производители техники в соответствии с соглашением о сотрудничестве в области использования природного газа, заключенным между ПАО "Газпром", ОАО "РЖД", ТМХ и Группой "Синара", должны обеспечивать сертификацию созданных локомотивов, производство установочных партий и сервисное обслуживание выпущенной техники на основе контрактов жизненного цикла. Развитие газомоторного транспорта позволит отрасли транспортного машиностроения осуществить переход к серийному выпуску подвижного состава нового класса, а это перспективы дальнейшего развития этого направления локомотивостроения, совершенствования конструкции и появления еще более совершенных моделей", – отметил представитель ТМХ.

В свою очередь, ООО "Газпромтранс" планирует замену парка маневровых тепловозов на газопоршневые локомотивы.

"Судя по опыту эксплуатации ТЭМ19, это даст нам существенную экономию как за счет увеличенных межремонтных пробегов, так и за счет использования более дешевого топлива, однако предполагаемый поставщик в настоящее время не определен, – отметил начальник отдела локомотивного хозяйства "Газпромтранса" Алексей Смирнов. – Правительственную инициативу оцениваем крайне положительно не только с точки зрения модернизации парка тягового подвижного состава и более мягкого воздействия на экологию. Мы как дочернее предприятие "Газпрома" выступаем за более широкое использование природного газа внутри нашей страны".

По его словам, использование СПГ как топлива в локомотивах наиболее развито в США. Однако американцы используют, как правило, двухтопливную систему. Во время запуска и на холостом ходу двигатель потребляет дизельное топливо, а по мере набора мощности подается сжатый природный газ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.07.2017