27-03-23 / 2023
Новости отрасли
Минсельхоз жалуется на рост цен на перевозку зерновых

Сейчас более 50% этого рынка занимает компания "Русагротранс", одним из акционеров которой является группа ВТБ

Минсельхоз обратится к председателю правительства России Михаилу Мишустину с просьбой дать поручение Федеральной антимонопольной службе проверить обоснованность ценообразования перевозок зерновых железнодорожным транспортом при поставках на экспорт. Соответствующий вопрос обсуждался на совещании в министерстве 24 марта. Об этом "Ведомостям" рассказали два его участника. По их словам, в первую очередь речь шла о ценообразовании крупнейшего оператора вагонов для перевозки насыпных грузов - "Русагротранса". Компания за год повысила стоимость аренды вагонов с 488 до 988 руб. за 1 т, а с 1 апреля планирует увеличить ее до 1488 руб. за 1 т при доставке груза в Новороссийск. В ФАС подтвердили, что прорабатывают озвученные на совещании вопросы.

Рост цен на перевозку негативно сказывается на рентабельности сельхозпроизводителей, объясняет один из участников совещания. Экспортеры компенсируют возросшие затраты, снижая стоимость закупки зерна у аграриев. По оценкам Минсельхоза, 23 марта закупочная цена на зерно варьировалась от 8183 до 9137 руб. за 1 т в зависимости от региона. При этом себестоимость производства министерством оценивается в 9000-9500 руб. за 1 т, поясняет источник. Министерство считает, что действия "Русагротранса" могут привести к банкротству сельхозпроизводителей и проблемам с обеспечением продовольственной безопасности.

"Русагротранс" сейчас занимает более 50% рынка перевозки насыпных сельскохозяйственных грузов, указывалось на совещании, так что компания формирует цены для всех перевозчиков. Сама группа входит в "Деметра-холдинг", который называет себя крупнейшим инфраструктурным холдингом, специализирующимся на логистике и трейдинге, в том числе зерновых. По данным "Контур. Фокуса", 44,96% холдинга контролирует входящая в группу ВТБ фирма "ВТБ девелопмент". "Ведомости" направили запрос в Минсельхоз, правительство России, но получить их ответы не удалось. Между тем на совещании представитель ФАС пообещал проверить цены у этого перевозчика, знает один из источников, участвовавших в совещании. Там отмечалось, что, по подсчетам Минсельхоза, себестоимость аренды вагона составляет 300 руб. за 1 т.

"Деметра-холдингу" принадлежат два зерновых терминала в морском торговом порту Новороссийска - Новороссийский зерновой терминал (мощность перевалки - 6,5 млн т) и Новороссийский комбинат хлебопродуктов (7,1 млн т). Перевалка в этих терминалах осуществляется только при условии доставки грузов вагонами "Русагротранса", говорит один из участников совещания со ссылкой на замминистра сельского хозяйства Оксану Лут. Но представитель "Русагротранса" на совещании связывал повышение цен на аренду вагонов с возросшим спросом на перевозки из-за рекордного урожая. Тарифная политика "Русагротранса" определяется исходя из утвержденных тарифов РЖД, инфляционных и операционных издержек, сообщил "Ведомостям" представитель компании. По его словам, в этом году значительно ухудшилась ситуация с оборачиваемостью вагонов, рост по ряду направлений увеличился в 1,5 раза - в том числе из-за увеличения простоев под погрузкой у клиентов. Но компания готова обсуждать вопросы тарифообразования и поиска компромиссов.

По данным Росстата, в сезоне 2022/23 г. в России собрали 157,7 млн т зерновых, в том числе свыше 104 млн т пшеницы. Директор агентства "Совэкон" Андрей Сизов подтверждает, что рост цен на логистику связан с высоким урожаем и повышенным спросом на перевозку, а также приоритетом военных грузов из-за проведения специальной военной операции. Так что аграрии действительно балансируют на грани рентабельности, считает он. При этом, по его словам, первоочередная причина этой проблемы - экспортные пошлины. На пшеницу пошлина сейчас составляет 5409 руб. за 1 т. "Eсли бы ее не было, то не было бы и проблем с ценами", - говорит Сизов.

Решить вопрос с повышением стоимости перевозки можно за счет приобретения подвижного состава экспортерами.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, такая мера также обсуждалась на совещании в Минсельхозе и сама ассоциация готовит консолидированную заявку на закупку вагонов-зерновозов в 2023-2025 гг.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости27.03.2023