11-02-09 / 2009
Новости отрасли
Минсельхоз предлагает понизить цены на хлеб с помощью РЖД

Первый вице-премьер правительства Виктор Зубков дал неделю чиновникам, участникам рынка и железнодорожникам, чтобы поставить точку в споре о транспортных затратах на перевозку зерна. В оживлённую дискуссию превратилось вчерашнее селекторное совещание по вопросам распределения рекордного урожая по регионам, имеющим свободные элеваторы для его хранения. Речь шла о зерне, закупленном в государственный интервенционный фонд (сейчас это почти 7 млн тонн). Участниками совещания стали представители Минсельхоза, Агентства по регулированию продовольственного рынка, ФСТ, участники зернового рынка. От ОАО «РЖД» был Владимир Якунин. Предмет спора – тарифы на железнодорожные перевозки. По словам замминистра сельского хозяйства Николая Архипова, необходимо принять решительные дополнительные меры по стимулированию перевозок зерна, прежде всего из Центрального федерального округа. Как уже писал «Гудок», с 2009 года действуют исключительные тарифы на транспортировку зерна с понижающим коэффициентом 0,5 на расстояния свыше 1100 км. Но, по мнению г-на Архипова, скидка в 50% на дальние расстояния «не оказывает стимулирующего влияния на перемещение зерна, поскольку средняя дальность перевозок из ЦФО составляет от 70 до 1000 км». С инициативами об увеличении льгот неоднократно выступал и Российский зерновой союз. Там считают, что необходимо понизить тариф на 25% на все перевозки из ЦФО. Однако в ОАО «РЖД» к этим предложениям отнеслись отрицательно: льготы будут на руку трейдерам и экспортёрам, но никак не отразятся на конечной цене хлеба для потребителей. Владимир Якунин вчера подтвердил отношение ОАО «РЖД» к снижению тарифов: «Никакого сдерживающего влияния на перевозку зерна они не оказывают». К тому же, напомнил Владимир Якунин, из-за падения курса рубля средний тариф на перевозку зерна снизился с $15,9 за тонну до $13. По оценкам специалистов РЖД, с учётом всех затрат конечная цена зерна на внутреннем рынке составляет 5200 – 5700 руб./т при перевозках на расстояние до 624 км, 5400 – 5900 руб./т при расстоянии свыше 1000 км. При этом цена за тонну на внешнем рынке – около 7000 руб. ($193). Очевидно, что мировая конъюнктура, а не транспортные издержки ориентирует трейдеров на экспорт. «Поэтому мы не понимаем, кто должен получить выгоду от дальнейшего снижения тарифов, во всяком случае получается, что это не производитель», – обратился к участникам совещания Владимир Якунин. Эксперты солидарны с позицией ОАО «РЖД». Как считает исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший, «начавшийся в декабре рост цен на зерно на внутреннем рынке продолжается, тонна пшеницы 3-го класса (продовольственная) стоит уже 6250 руб., поэтому производителям гарантирована положительная рентабельность. Снижение же тарифов, как это ни парадоксально, только вызовет новый рост цен на хлеб в ЦФО. Транспортные издержки снизятся, спрос на зерно на внешнем рынке вырастет, в итоге цена на хлеб внутри страны увеличится», – заявил эксперт. По итогам вчерашнего совещания Виктор Зубков предложил в течение недели всем заинтересованным сторонам «с карандашом в руках» просчитать затраты на перевозку зерна, чтобы окончательно выяснить, есть необходимость снижать тарифы или нет. «Мы готовы вместе с ведомствами ещё раз рассмотреть все вопросы», – согласился Владимир Якунин, отметив, что только в январе потери РЖД от введения исключительных тарифов на перевозку зерна составили 300 млн. руб. Причём государственной компенсации выпадающих доходов компания не получила. Софья Корепанова

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.02.2009Манна железная
Время Новостей11.02.2009Курс Зубкова
КоммерсантЪ11.02.2009Повестка