18-05-21 / 2021
Новости отрасли
Министерство становится обществом

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура"

Необходимость реформирования железнодорожного транспорта назрела еще в середине 80-х годов XX века. С учетом роли железных дорог в экономике как СССР, так и России подходы к реформированию должны были быть взвешенными, а сама реформа – эволюционной.

Начало 90-х ознаменовалось желанием диких реформ, но руководству отрасли удалось их сдержать. Только в начале XXI века удалось разработать адекватную программу и приступить к ее реализации. Самым важным было разделение административных и хозяйственных функций, а также формирование конкурентного рынка.

Обе эти задачи были выполнены. Было создано ОАО "РЖД", которое как хозяйствующий субъект формировало свою инвестиционную программу, разрабатывало стратегию и отчитывалось перед акционером – государством. Конкурентный сегмент – вагоны – активно осваивал поток частных инвестиций, обновлялся, и все участники рынка перевозок примеряли на себя новые формы взаимодействия.

Новые рынки и условия хозяйствования создали предпосылки для дальнейшего проведения реформ – выделение из структуры ОАО "РЖД" конкурентных компаний, которые в дальнейшем становились самостоятельными игроками и формировали новые конкурентные рынки. Произошел полный отказ от инвентарного парка. Правильность и эффективность данного шага до сих дискуссионный вопрос. Реформировалась структура управления ОАО "РЖД", акценты с регионов были перераспределены в пользу центра, были пересмотрены функционалы начальников станций и железных дорог.

Централизация на первом этапе позволила повысить управляемость и прозрачность процессов бюджетирования. Формирование и распределение инвестиционной программы стало более объективным. Операционная деятельность в новом формате сначала показала высокую эффективность, но в дальнейшем начали проявляться проблемы горизонтального взаимодействия. Эти вопросы, а также дальнейшее дерегулирование рынков до сих пор остаются в повестке и требуют принятия решений.

Сегодня есть определенная группа псевдореформаторов, которая считает, что достигнутых результатов достаточно и дальнейшее реформирование нецелесообразно. В таких условиях важно, чтобы президент и Правительство РФ стимулировали железнодорожников и пользователей услуг к завершению реформирования с учетом формирования конкурентных рынков. И, конечно, необходимо стимулировать развитие сети железных дорог и обновление основных фондов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.05.2021