03-04-13 / 2013
Новости отрасли
Министерство переписывает Транспортную стратегию до 2030 года

К июлю эксперты Минтранса обещают представить в правительство новый скорректированный вариант Транспортной стратегии 2030. Прежний документ, принятый в 2008 году, из-за кризиса потерял свою актуальность.

На обсуждении проекта новой Транспортной стратегии Открытым правительством руководитель экспертной группы первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин сообщил, что прежняя Стратегия базировалась на принципах и индикаторах, которые были оторваны от основных мировых тенденций. Теперь же разработчики учли новые тенденции, в частности присоединение России к ВТО, создание единого экономического пространства и развитие мировых центров производства в Китае и Юго-Восточной Азии.

Предлагается два варианта развития: энерго-сырьевой (консервативный) и инновационный. При консервативном варианте предполагается ограниченный объем инвестиций в отрасль в размере 72,465 трлн руб. в ценах соответствующих лет с НДС. Это позволит лишь расшить узкие участки инфраструктуры и отреагировать на самые важные вызовы мировой экономики. Инновационный вариант (инвестиции 106, 443 трлн руб.) - это сбалансированное развитие, при котором исключаются инвестиционные скачки, а сам транспорт рассматривается как мультипликатор для развития экономики регионов. Предполагается создать даже некоторый резерв пропускных способностей.

В отличие от Стратегии 2008 года в документе не ставится задача замещения государственных инвестиций частными.

Наоборот, госинвестиции должны привлекать внешнее финансирование. "Всем понятно, что инвестиции, например, в речные суда полностью зависят от содержания водных путей, чем занимается государство, - замечает Александр Мишарин. - То же самое касается покупки самолетов и других транспортных средств".

Нынешний вариант Стратегии построен по другим принципам достижения совершенно конкретных результатов, и это и есть цель документа. Важнейшие показатели - повышение коммерческой скорости транспортировки грузов и мобильности населения. Скорость на железнодорожном транспорте должна вырасти на 30%, на автомобильном - в два раза, на внутреннем водном транспорте - на 60%. Мобильность населения, как ожидается, вырастет в два раза, до 15-16 тыс. км в год, и достигнет европейского уровня. На железнодорожном транспорте мобильность должна быть увеличена за счет строительства трех ВСМ из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Сочи.

Рабочая группа по железнодорожному транспорту сформулировала определенные пути, двигаясь по которым отрасль должна достичь нужных целей. В грузовых перевозках это усиление конкурентной среды, оптимизация маршрутной сети на основе скоростных маршрутных поездов, развитие мультимодальных хабов, строительство новых линий к месторождениям, введение электронного документооборота, развитие научной школы. Пассажирские перевозки должны быть основаны на трех ВСМ, а для Федеральной пассажирской компании стать безубыточным бизнесом. В свою очередь государство должно активно регулировать отрасль: ей необходима внятная и долгосрочная тарифная политика, введение сетевого контракта, государственная поддержка строительства социально значимых линий и адекватная законодательная база по ВСМ и пассажирским перевозкам.

В Стратегии поставлена задача перехода к полноценной сетевой инфраструктуре автомобильных и железных дорог, впервые появилось понятие городской агломерации. Ставится условие сбалансированного развития дорожной сети и увеличения числа автомобилей.

Развитие отрасли должно быть основано на разработке транспортного баланса, этого не было в старом документе. Значительное внимание уделено развитию логистики - этому посвящены целые разделы, и данное положение является безусловным приоритетом в развитии отрасли.

"Нужно заканчивать бесконечную модернизацию Стратегии и начать ее реализацию со следующего года, - говорит председатель Союза транспортников России Виталий Ефимов. - Но для того, чтобы приступить к работе, нужно еще закончить много дел. К примеру, мы собираемся предоставлять населению транспортные услуги по стандартам, но они еще не разработаны. Производительность труда в автомобильной отрасли в четыре раза ниже, чем в советское время, и мы ее никак не можем повысить.

Как подсчитали эксперты, потери страны из-за неразвитости транспортной инфраструктуры составляют 3% роста ВВП в год. Россия теряет свои конкурентные преимущества на мировом рынке, и без создания современной и взаимоувязанной транспортной сети нет никаких условий для улучшения экономической ситуации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.13На новых принципах