31-03-15 / 2015
Новости отрасли
Минимизировать риски

Компания делает ставку на отечественных производителей

ОАО «РЖД» намеревается в течение ближайших пяти лет сократить на 5% в стоимостном выражении закупки материально-технических ресурсов за рубежом.

Сегодня в компании завершается разработка программы импортозамещения, сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович на встрече с разработчиками и производителями отечественных инновационных технологий и продукции. 

Введение экономических санкций против России, колебания курса иностранных валют ещё в прошлом году поставили на повестку дня проблему импортозависимости во всех отраслях промышленности, в том числе и в транспортной отрасли. В соответствии с директивами правительства ОАО «РЖД» в январе приступило к разработке программы импортозамещения. Она предусматривает плановый переход на приобретение продукции и комплектующих преимущественно российского производства. В отличие от ранее реализованных проектов импортозамещения, к примеру замены импортных узлов и деталей на чешских электровозах серий ЧС, эта программа будет иметь глобальный характер, ни один хозяйствующий субъект холдинга «РЖД» и поставщик не останется в стороне от её реализации. 

Самый острый вопрос, по словам Олега Терегулова, первого заместителя начальника департамента технической политики ОАО «РЖД», – это производство электронных компонентов. Большая часть их закупается за рубежом. По данным разработчиков и изготовителей аппаратных средств микропроцессорных систем управления, доля импортных комплектующих составляет не менее 80%. Разработка и модификация программных продуктов, за исключением технологического программного обеспечения, зачастую тоже ведутся в других странах. На российских предприятиях выполняются только сборка и конфигурирование оборудования. 

«Системы управления движением поездов примерно на 50% нуждаются в импортозамещении. Но наскоком эту проблему не решить, – поделился своим мнением Александр Еремин, старший специалист группы разработки НПК «Разумные решения», специализирующейся на инновационных системах. – На первых этапах, возможно, придётся искать новых партнёров, например, в Азии. Хорошо, что РЖД озаботились этой проблемой и готовят специальную программу». 

Первые шаги уже сделаны. Так, ОАО «ЭЛАРА» выпускает для РЖД устройства микропроцессорной автоблокировки типа АБТЦМ-Ш. Доля отечественных комплектующих за последние два года доведена в них до 60% от общей стоимости. Остальные закупаются в странах АТЭС и БРИКС. Элементы грозозащиты, ранее поставляемые из стран Евросоюза, сегодня также выпускают отечественные производители. 

А вот другой пример, который говорит о том, что ничего невозможного нет. Основным условием договора на поставку электропоездов «Ласточка», заключённого между ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы», является достижение к 2017 году уровня локализации не менее 80% от стоимости электропоезда. В данный момент её уровень составляет 50%. Как рассказал Олег Терегулов, совместными усилиями специалистов ОАО «РЖД» и машиностроителей ведётся комплексная работа по импортозамещению таких комплектующих, как микропроцессорная система управления и диагностики электропоезда, компоненты тяговой системы, климатическая система, элементы отделки кузова, компоненты тормозной системы, сцепные устройства, и другого оборудования. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.03.2015