18-08-14 / 2014
Новости отрасли
Минфин предлагает гарантировать рентабельность РЖД с 2016 года за счет роста тарифов - источник

Минфин предлагает индексировать тарифы ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ с 2016 года исходя из уровня инфляции и с учетом размера рентабельности, позволяющего компании формировать инвестиционную программу. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил федеральный чиновник, знакомый с позицией Минфина.

"Что касается уровня тарифов на последующие годы /с 2016 года - прим. ред./, то он должен быть таким, чтобы вывести компанию на безубыточность. То есть, в дальнейшем тариф должен рассчитываться исходя из уровня инфляции плюс некая рентабельность, позволяющая в том числе РЖД формировать инвестиционную программу", - сказал источник.

Он напомнил, что Минфин поддержал предложение проиндексировать тарифы РЖД на грузовые перевозки на 10 проц для того, чтобы компенсировать "заморозку" 2014 года. Однако окончательного решения по этому вопросу пока нет.

В ведомстве считают, что эта мера позволит компенсировать потери РЖД и создаст для компании условия, при которых она сможет работать в рамках самоокупаемости.

Минфин ранее выступал против "заморозки" тарифов на железнодорожные грузоперевозки в 2014 году, однако решение было принято. Ожидалось, что это увеличит объем грузоперевозок, удержит рост цен на перевозимые по железной дороге грузы, что позволит снизить инфляцию.

Был расчет и на то, что возникающий маржинальный доход в отраслях, которые активно задействуют грузоперевозки, пойдет на инвестиционные и социальные программы этих компаний, напомнил источник.

"Но эти расчеты, судя по макропоказателям, не до конца оправдались. Минфин предлагает другой подход - не "размазывать" меры тонким слоем по экономике, а целенаправленно поддерживать приоритетные отрасли. В этом случае будет понятно, какую отдачу даст то или иное направление поддержки", - сказал он.

При этом, по словам собеседника ИТАР-ТАСС, параллельно с предложением об индексации тарифов Минфин также настаивает на сокращении издержек РЖД. Согласно данным компании, железнодорожная монополия в прошлом году сократила затраты на 80 млрд рублей.

Собеседник агентства также добавил, что отсутствие долгосрочной тарифной политики в сфере железнодорожных грузоперевозок является одной из основных проблем отрасли. "Из-за этого РЖД не может сформировать четко просчитанный план на 5-10 лет для инвесторов, поскольку не знают, какой уровень тарифов им согласуют на следующие годы. Соответственно и у инвесторов возникают вопросы", - подчеркнул источник.

Правительство для стимулирования роста экономики заморозило тарифы на услуги естественных монополий в 2014 году, а в 2015-2017 годах утвердило индексацию на уровне инфляции предыдущего года. Таким образом, в 2015 году рост тарифов должен был составить 6 проц.

В начале июля президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ разработать план по индексации тарифов на перевозку грузов РЖД в 2015 году в размере до 10 проц.

Компания по итогам первого квартала 2014 года впервые получила убыток по РСБУ в сумме 10,2 млрд рублей. Глава РЖД Владимир Якунин связывал это главным образом с заморозкой грузовых тарифов на текущий год. При этом в первом полугодии 2014 года компания получила чистую прибыль в 2,267 млрд рублей /снижение в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года/.

В июне Якунин озвучил прогноз об убытке по итогам 2014 года в целом в размере 80 млрд рублей в случае, если РЖД не позволят индексировать тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако в июле стало известно, что с августа РЖД повышает тариф на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов на 13,4 проц.

Кроме того, РЖД вводит надбавку в 12,5 проц к тарифу на перевозки дизельного топлива на всех направлениях, кроме экспортных перевозок через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, где тариф вырастет на 13,4 проц.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИТАР-ТАСС18.08.2014