28-12-15 / 2015
Новости отрасли
Минэкономразвития ждет постепенного роста ставок на вагоны и интереса к их покупке

Министерство экономического развития РФ ожидает постепенного роста ставок по привлечению грузовых вагонов в РФ и интереса к покупке нового подвижного состава.

"Принятые в 2015 г. меры (плата за простой на путях общего пользования и прочие) сделали невыгодным содержание излишнего парка вагонов. Эти условия подкрепляются недавно объявленным решением о вступлении в силу с 1 января 2016 г. запрета на эксплуатацию грузовых вагонов с продленным с 2016 г. сроком службы (за некоторыми исключениями). С одной стороны, (это приведет - ИФ) к постепенному восстановлению арендной ставки, что будет способствовать росту инвестиционной привлекательности покупки новых вагонов и повысит спрос на них, стимулируя положительную динамику производства в отрасли", - пишет ведомство в своем мониторинге, посвященном ситуации в экономике РФ в январе-ноябре 2015 г.

"С другой стороны, сокращение вагонного парка за счет старых вагонов и его обновление новыми приведет к стремлению быстрее окупить приобретение, что приведет к росту тарифов перевозок, увеличивая нагрузку на грузоотправителей. В этой связи присутствует риск сокращения грузооборота железнодорожным транспортом", - добавляет Минэкономразвития, отмечая, что эти тенденции могут усилиться, если возникнет дефицит по некоторым видам вагонов после сокращения парка.

Министерство напоминает, что образовавшийся в РФ в 2012-2015 гг. "избыток" грузовых вагонов привел к существенному снижению доходности перевозок. При этом ставки предоставления вагонов оказались недостаточными для обслуживания кредитов ж/д операторами, "создав существенную кредиторскую задолженность на начало 2015 г.". "В то же время вагоностроители, ориентировавшиеся на высокий спрос на вагоны в 2010-2012 гг., нарастили мощности в гораздо большей степени, чем требовал рынок, и в нынешних условиях столкнулись с падением спроса и существенно снизившейся загрузкой мощностей", - говорится в обзоре.

Представители одного из крупнейших в РФ владельцев вагонов с истекающим сроком службы - АО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина - ранее также прогнозировали рост ставок на предоставление вагонов после введения новых ограничительных мер с 1 января 2016 г., однако не ожидали увеличения спроса на новый подвижной состав. "Наш прогноз: при принятии такого решения начнутся серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава для перевозок - летом или осенью следующего года. Местами это будет напоминать катастрофу", - говорил, в частности, глава совета директоров ПГК Александр Волошин.

"Перевозчики не покупают новые вагоны не потому, что избыток или недостаток вагонов, а потому что эти вагоны при нынешнем тарифе на железнодорожные перевозки не окупаемы: срок окупаемости - более 30 лет, что превышает срок жизни этих вагонов. Даже если заставить (операторов - ИФ) в ускоренном порядке списывать вагоны, запретив продление срока службы, новые вряд ли будут покупаться, потому что это неокупаемые инвестиции", - подчеркивал он. По мнению А.Волошина, компании просто будут списывать старый парк и сокращать объемы перевозок. "Больше 150 тыс. вагонов за ближайшие 2,5 года должны быть исключены из парка, что довольно много", - приводил он подсчеты ПГК, называя "затею" "довольно авантюрной и непродуманной".

В конце ноября запретить эксплуатацию вагонов, срок службы которых продлен с 1 января 2016 г., президента РФ Владимира Путина попросил председатель наблюдательного совета Объединения вагоностроителей (ОВС), генеральный директор "Уралвагонзавода" (УВЗ) Олег Сиенко. Решения по этому поводу были приняты уже к середине декабря. Соответствующая постановка вопроса фактически ставит крест на действующем порядке продления срока службы вагонов, который был установлен в августе 2014 г. со вступлением в силу технического регламента Таможенного союза. Тогда власти РФ запретили продлять срок эксплуатации подвижного состава без его модернизации и повторной сертификации.

Под запрет в первую очередь попадет "универсальный подвижной состав": к нему относят вагоны, применяемые для перевозки большой номенклатуры грузов, в том числе полувагоны, доминирующие в общем вагонном парке в РФ. Исключение предлагается сделать для вагонов, задействованных в обслуживании ж/д инфраструктуры, а также цистерн для перевозки некоторых пищевых продуктов, кислот и химических грузов, вагонов-рефрижераторов, -термосов и -ледников, служебно-технических дизель-электростанций, транспортеров и хоппер-цементовозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.12.2015