04-10-12 / 2012
Новости отрасли
Минэкономразвития убеждает правительство приватизировать "Трансконтейнер"

Хотя РЖД уже считают решенным вопрос о передаче "Трансконтейнера" в капитал нового логистического оператора России, Казахстана и Белоруссии, Минэкономразвития продолжает настаивать на приватизации контейнерного перевозчика. Ведомство указывает, что этот актив может быть продан с хорошей премией - за 32 - 35 млрд руб., а нового оператора можно строить и на более скромной базе.

В середине августа правительство поручило Минэкономразвития (МЭР) и Минтрансу рассмотреть обращение президента РЖД Владимира Якунина по вопросу создания единого логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана. Как стало известно РБК daily, две недели назад Минэкономразвития (МЭР) представило свою позицию по этому поводу. В своем письме ведомство отметило, что в целом поддерживает идею с созданием объединенного оператора, но только без участия "Трансконтейнера".

В министерстве убеждены, что для государства гораздо выгоднее было бы продать 50% плюс две акции компании через аукцион. "На открытом аукционе виду повышенного интереса со стороны потенциальных инвесторов контрольный пакет акций оператора может превысить 32 - 33 млрд руб., а с учетом премии за контроль достичь 35 млрд руб.", - аргументирует свою позицию МЭР. Кроме того, в ведомстве напоминают, что для успешного функционирования логистического провайдера ему не обязательно обладать собственными материальными активами. В пример МЭР приводит опыт французского оператора Gefco, не обладающего крупными транспортными активами, однако, несмотря на это, "входящего в десятку крупнейших логистических компаний Европы".

Опыт Gefco вряд ли является лучшим примером, ведь компания работает уже на базе существующих активов и у нее этот бизнес диверсифицирован, парируют в РЖД. Что касается создания нового оператора, то без компании с таким уровнем инфраструктуры, как у "Трансконтейнера", в данном случае не обойтись, считают в монополии.

Изначально предполагалось, что доля РЖД в "Трансконтейнере" будет приватизирована. Государство заявило об этом еще в прошлом году, однако сроки и форма продажи так и не были определены из-за разногласий между чиновниками и монополией. Глава РЖД Владимир Якунин выступал за продажу блокпакета этого актива и только после 2013 года, а Минтранс и Минэкономразвития настаивали на продаже контрольного пакета и уже в 2012 году. Главными претендентами на "Трансконтейнер" считались Fesco (сейчас принадлежит 23,7% акций "Трансконтейнера"), Globaltrans и группа "Сумма". Однако внезапно для всех зимой этого года РЖД объявили о создании объединенной с Казахстаном и Белоруссией логистической компании с планами передать от российской стороны в СП свою долю в "Трансконтейнере".

Предполагалось, что все три участника будут владеть равными долями, а его общий капитал составит более 2 млрд руб. Точные сроки и состав активов, которые войдут в единую логистическую компанию, еще не определены. Ожидается, что со стороны Казахстанских железных дорог в СП могут быть внесены акции дочерних обществ - "Казтранссервис" и "Кедентранссервис" (67% акций принадлежит "Трансконтейнеру", 33% - КТЖ), со стороны Белоруссии - акции железнодорожного оператора "Белинтертранс" и пограничные терминалы в Бресте. При этом для достижения паритетности Казахстану и Белоруссии может потребоваться доплатить разницу в стоимости вносимых активов. Правда, в МЭР сомневаются, что партнеры РЖД в состоянии оплатить разницу в долях.

В правительстве не стали комментировать ситуацию с "Трансконтейнером", сообщив лишь, что "в настоящий момент ведутся дискуссии по этому вопросу". В Минтрансе также воздержались от комментариев. В Globaltrans и группе "Сумма" также отказались комментировать, намерены ли компании продолжить борьбу за актив в случае проведения аукциона.

Для государства гораздо выгоднее было бы продать контрольный пакет оператора на торгах, тем более подобная мера была задумана как часть реформы железнодорожного транспорта, говорит Константин Юминов из Raiffeisenbank. По мнению аналитика, оценку МЭР за контрольный пакет "Трансконтейнера" можно считать справедливой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily04.10.12Миллиарды мимо казны