12-05-15 / 2015
Новости отрасли
Минэкономразвития советует нивелировать рост затрат РЖД на метпродукцию конкурсными процедурами

Министерство экономического развития РФ предлагает покрывать рост затрат ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) на металлургическую продукцию за счет совершенствования конкурсных процедур, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием письма замглавы ведомства Николая Подгузова в аппарат правительства РФ и РЖД от 7 мая.

По данным монополии, информацию которой приводит чиновник, стоимость поставляемой метпродукции увеличилась в 2015 г. на 16 млрд руб. Однако нивелировать этот фактор можно именно за счет оптимизации закупок, уверен Н.Подгузов, предлагающий рассмотреть целесообразность сразу нескольких мер.

Во-первых, в 5-6 млрд руб. оценивается в 2015 г. потенциал для сокращения затрат РЖД на закупку электроэнергии, и еще в 3-4 млрд руб. - на приобретение нефтепродуктов. В апреле Н.Подгузов уже обращал на это внимание в другом своем докладе в правительство РФ, сообщал "Интерфаксу" информированный источник. Документ был подготовлен по итогам заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, которое состоялось 19 марта и было посвящено мерам совершенствования закупочной политики монополии.

Тогда чиновник подчеркивал, что стоимость большей части продукции, фактически приобретаемой РЖД в оптовых масштабах, сейчас сопоставима с розничными ценами, а в отдельных случаях и превышает их. Кроме того, по его словам, среди поставщиков монополии много посреднических компаний, которые в основном обслуживают лишь ее. В майском письме, по словам собеседника агентства, этих фраз нет, но примеры приведены те же. В частности, замглавы Минэкономразвития приводит пример из сферы закупки нефтепродуктов: РЖД закупают топливо у ряда компаний (в том числе ООО "ПКП Мобойл", ООО "Ресурс Трейдинг", ООО "ЭМЗсбыт", ООО "АМГ-Экспо"), деятельность которых сводится лишь к поставкам монополии и ее "дочкам".

Кроме того, Н.Подгузов вновь указывает на поставки со стороны ООО "Русэнергосбыт" (РЭС, принадлежит группе "ЕСН" Григория Березкина и итальянскому концерну Enel), на которое приходится почти 90% потребляемой РЖД электроэнергии. Из отчетности РЭС за 2013 г. следует, что ее прибыль от продаж составила 9,2 млрд руб., то есть заметно выше, чем у крупнейших поставщиков электроэнергии, отмечает чиновник. Представитель РЭС, правда, в этой связи ранее заявлял "Интерфаксу", что с учетом "кризисных явлений в экономике страны" корректнее ориентироваться на отчетность за 2014 г., которая показывает, что чистая прибыль снизилась на 40%, и, по прогнозу на 2015 г., этот показатель продолжит снижение. Кроме того, по его словам, при оценке затрат РЖД расчеты некорректно использовать (только - ИФ) для одного из клиентов, "хотя и крупного". В ж/д монополии же эти примеры тогда не комментировали.

Во-вторых, в своем письме чиновник отмечает, что несмотря на ускорение инфляции, ряд государственных компаний смог сократить издержки по закупкам. В частности, госкорпорация "Росатом" за счет оптимизации закупочных процедур и продажи непрофильных активов в период с 2013 по 2015 гг. смог снизить стоимость приобретаемой продукции на 20% - и она продолжает сокращаться.

В-третьих, замглавы Минэкономразвития вновь приводит предложения по оптимальным схемам закупок, которые представлялись в апрельском докладе. В случае с капиталоемкой продукцией, а также товарами и услугами отраслей с низкой конкуренцией (электроэнергетики, нефтепродуктов, металлургии), по мнению Минэкономразвития, заказы нужно делать через прямые контракты "с утвержденным списком производителей", доминирующих на соответствующих рынках, причем по ценам, не превышающим средние оптовые для сопоставимых объемов. Продукцию же отраслей с высокой конкуренцией или "с заданным набором характеристик" следует закупать только через открытые аукционы. При этом ценовые показатели заявок должны не менее чем на 60% влиять на выбор поставщика, доля компании на российском рынке - не менее чем на 20%, а требования к продукции позволяли бы осуществлять поставку как минимум трем неаффилированным компаниям.

Такой подход позволит существенно снизить стоимость закупаемой РЖД продукции без ущерба ее качеству, считает чиновник Минэкономразвития.

В апрельском докладе Н.Подгузов также предлагал вести общественный контроль закупок монополий, например, на базе Советов потребителей соответствующих компаний, поскольку они в первую очередь заинтересованы в сдерживании тарифов и, следовательно, сокращении затрат этих структур. Также чиновник предлагал расширить применение контракта жизненного цикла (КЖЦ) в закупках монополий, который позволяет сократить издержки на содержание, обслуживание и ремонт. В этой связи он отмечал, например, что КЖЦ позволил добиться 20%-ной экономии при закупке вагонов для ГУП "Московский метрополитен".

Запросы "Интерфакса" в Минэкономразвития и РЖД остались без комментариев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.05.2015