30-09-19 / 2019
Новости отрасли
Минэкономразвития РФ ждет в 2019 г. роста ж/д перевозок грузов лишь на 0,2% после 2% годом ранее

Министерство экономического развития РФ ожидает в 2019 году роста перевозок грузов по железной дороге на 0,2% (до 1,294 млрд тонн), следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг., внесенного в Государственную думу РФ в пакете с проектом федерального бюджета.

"В 2018 г. на фоне роста объемов промышленного производства и внешней торговли ж/д транспортом по путям общего пользования было перевезено 1 млрд 291,5 млн тонн грузов (рост на 2%)", - отмечает ведомство. Цифра близка (хотя и не идентична) представлявшимся ОАО "Российские железные дороги" данным по погрузке - 1 млрд 289,6 млн тонн (+2,2%).

На 2019 г. РЖД изначально закладывали прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой замглавы перевозчика Алексей Шило, компания видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

При этом в июне топ-менеджер говорил, что, несмотря на снижение погрузки в середине года, "Российские железные дороги" пока не пересматривали прогноз погрузки в надежде на рост. В частности, по его словам, Минсельхоз считает, что возможен рост отправки зерна. Кроме того, начнется активный завоз угля на ТЭЦ в рамках подготовки к зиме. "Большие ожидания связаны со стройкой в рамках нацпроектов. Мы получаем информацию, что финансирование на регионы поступает, там идут сейчас конкурсные процедуры", - также отмечал топ-менеджер.

Между тем, осенью заявления стали чуть более осторожными, однако цифры бюджета монополии сохраняются на прежнем уровне. В начале сентября Шило заявил, что по итогам 2019 г. "Российские железные дороги" нацелены обеспечить погрузку в объеме не ниже уровня 2018 г. (1,29 млрд тонн), но, тем не менее, подчеркнул, что пока компания не меняла официальный прогноз по году (+1,5%).

В 2019 г. Минэкономразвития, согласно его прогнозу, ожидает роста грузооборота на железных дорогах РФ на 2,1%, до 2,652 трлн тонно-километров. В 2018 г. он составил 4,2% (2,597 трлн тонно-километров).

"Динамика грузовых перевозок в 2020-2024 гг. будет определяться объемами промышленного производства в основных грузообразующих отраслях при сохранении тенденции роста среднего расстояния перевозки 1 тонны груза. В 2024 г. в базовом сценарии (транспортировка - ИФ) прогнозируется на уровне 1,481 млрд тонн (+14,7% к уровню 2018 г.), грузооборот - 3,052 трлн тонно-километров (+17,5%)", - говорится в документе. В консервативном варианте в 2018-2024 гг. ж/д перевозки грузов прогнозируется на 233 млн тонн ниже, чем по базовому варианту.

При этом ведомство несколько скорректировало расчеты по индексации грузовых тарифов (а вместе с ними и пассажирских - в "плацкарте" и общих вагонах) в рамках их долгосрочного регулирования. В 2020 г., по текущим оценкам, рост составит 3,5%, в 2021 г. - 3,7% (ранее было 3,8%), в 2022 г. - 3,6%, в 2023 г. - 3,8%, в 2024 г. - 3,9%.

Как сообщалось ранее, в прошлом году правительство утвердило решение о том, что до 2025 г. индексация грузовых железнодорожных тарифов будет рассчитываться по принципу "инфляция минус" на основе макропрогноза министерства экономического развития РФ. Конкретный уровень повышения представляет собой среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта.

Также на 2019-2025 гг. в базе тарифа сохранена целевая 2%-ная надбавка, вводившаяся на 2017 г. для дополнительного финансирования капитального ремонта пути: то есть фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. При этом было введено обязательное условие об утверждении Минтрансом программы мероприятий, на финансирование которой будут идти средства от подобных надбавок.

Кроме того, к базовой индексации в 2018 г. была введена еще одна дополнительная, 1,5%-ная надбавка, призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей части РФ это РЖД), связанные с корректировкой налогового законодательства. Она будет действовать до 2022 г. В 2019 г. в тарифный прейскурант также были перенесены 8%-ная надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и "нефтянки") и 6%-ная - на возврат порожних вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс30.09.2019