16-03-20 / 2020
Новости отрасли
Минэкономразвития РФ ждет от интересантов расчетов по ж/д линии к угольным разрезам в Туве

Министерство экономического развития РФ ждет от компаний, заинтересованных в увеличении пропускной способности проектируемой железнодорожной линии Кызыл-Курагино к угольным месторождениям Тувы, соответствующих финансовых расчетов, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с решениями, принятыми по итогам совещания у замглавы Минэкономразвития РФ Ильи Торосова по этому вопросу.

По словам собеседника агентства, встреча состоялась в начале февраля, протокол разослан 10 марта. В числе интересантов в протоколе названы ООО "Улугхем Уголь", ООО "Управляющая компания "Межегейуголь", ООО "Тувинская горнорудная компания" (структуры групп "Северсталь", Evraz и En+, соответственно). Им предложено представить ведомству актуализированные финансовые модели их проектов с инвестиционной составляющей на строительство железной дороги, расчетом потребности в ее провозной способности и приемлемого для экономики проектов ж/д тарифа.

Это необходимо для того, чтобы оценить возможность и целесообразность изменения концессионного соглашения и обсуждения тарифа с ОАО "Российские железные дороги". Вопрос на совещании у Торосова рассматривался в контексте возможности государственной поддержки проекта при его изменении для увеличения грузонапряженности железнодорожной линии, добавил собеседник агентства.

ДЛИННАЯ ДОРОГА В ТУВУ

Проектируемая сейчас по заказу РЖД ветка будет рассчитана только под потребности "Тувинской энергетической промышленной корпорации" (ТЭПК, структура Руслана Байсарова), которая планирует разрабатывать Элегестское месторождение коксующегося угля. Однопутная линия протяженностью 410 км будет рассчитана на пропуск с тепловозной тягой 15 млн тонн грузов с пятого года ее использования, со второго года - 9,3 млн тонн (у угольных составов - поездами весом 6,3 тыс. тонн).

В целом в проекте железная дорога заявлена как объект III категории, что предусматривает перевозку на 10-й год эксплуатации от 8 до 20 млн тонн в год. Однако дополнительные потребности других недропользователей при проектировании не учтены, отметил источник "Интерфакса". На это, по его словам, указывают и "Российские железные дороги". Согласно протоколу совещания у Торосова, монополия подчеркивает, "что перепроектирование линии для увеличения грузонапряженности при завершении проектирования и строительства невозможно".

"При необходимости увеличения пропускной способности железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино дополнительно на 12,5 млн тонн необходим новый проект, однако учитывая ряд "узких мест" - сложный рельеф и инженерно-геологические условия - это приведет к росту общей стоимости затрат по проекту на величину до 70%", - процитировал содержание документа собеседник издания.

При этом источник агентства уточнил, что сейчас в рамках действующих лицензионных соглашений "Межегейуголь" и "Тувинская горнорудная компания" на участках Межэгейский и Каа-Хем добывают не более 2 млн тонн угля в год. Столь низкие объемы добычи объясняются как "логистическими ограничениями" (груз перевозится автомобилями на 400-500 км до ближайшей станции), так и негативной конъюнктурой рынка угля, отсутствием драйверов роста, что вызывает сомнения в окупаемости инвестиций в строительство шахт, инфраструктуры и горно-обогатительных комбинатов.

КОМУ НАДО

Между тем, лицензионные обязательства в долгосрочной перспективе (2024-2030 гг.) допускают увеличение добычи на участках Центральный, Каа-Хем, Межэгейский и Восточный на 25,5 млн тонн угля в год (сверх объемов добычи ТЭПК). Правда пока, по оценкам недропользователей, с учетом существующих и прогнозируемых потребностей рынка добыча не превысит 12,5 млн тонн в год.

В протоколе зафиксировано, что возможности освоения участков, а также исполнения лицензионных соглашений в долгосрочной перспективе зависят от сроков ввода в эксплуатацию линии Кызыл-Курагино и ее пропускной способности. Вместе с тем, разработчики месторождений указывают и на фактор стоимости транспортировки. По предварительным расчетам, экономика проектов не выдержит дополнительных затрат на строительство транспортной инфраструктуры, допустимый железнодорожный тариф должен составлять в среднем $10-15 за 1 тонну угля, отмечается в документе. Общие потенциальные инвестиции в проекты с учетом горно-капитальных выработок и строительства необходимой инфраструктуры, по оценкам, могут достигать 165 млрд руб.

К настоящему времени 30-летнее концессионное соглашение на создание линии заключено со структурой "Тувинской энергетической промышленной корпорации" - АО "ТЭПК Кызыл-Курагино" (пока принадлежит компании Байсарова на 100%, но ранее говорилось о возможности вхождения в ее капитал УК "Лидер" и РЖД). По новой линии она планирует вывозить уголь с Элегеста на железную дорогу Междуреченск-Тайшет и далее - на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали. Запасы месторождения составляют свыше 850 млн тонн коксующегося угля.

При этом в апреле 2019 г. "ТЭПК Кызыл-Курагино" подписала с "Российскими железными дорогами" соглашение, по которому монополия выступает генеральным подрядчиком строительства и заказчиком проекта. Проектантом в начале 2020 г. выбрано АО "Институт "Стройпроект". К сентябрю 2021 г. оно проведет предпроектную подготовку и изыскания, разработает проектную документацию, проведет ее экспертизу.

НОВАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ

Однако по финансовому обеспечению проекта окончательного решения пока нет. Новый раунд обсуждений начался в конце 2019 г. По итогам совещаний в ноябре-декабре у министра финансов Антона Силуанова (тогда также занимал пост первого вице-премьера РФ) была предварительно зафиксирована следующая структура финансирования железнодорожного проекта. Общая стоимость строительства линии оценивается в 163 млрд руб. Из этой суммы 32 млрд руб. должны быть выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 50 млрд руб. - в виде капитального гранта, 15 млрд руб. ожидаются со стороны ВЭБа и коммерческих банков в качестве кредитов. Также, добавлял источник, для проекта необходимы налоговые льготы на 51 млрд руб.

Еще 66 млрд руб., как предполагается, выделят РЖД "без получения доходности и возвратности". Причем ранее источник "Интерфакса", знакомый с ходом рассмотрения вопроса, сообщал, что монополия готова рассмотреть возможность участия в строительстве железной дороги и его финансирования в рамках своей инвестиционной программы, но "исключительно" при "перепроектировании и актуализации проектно-сметной документации (ПСД - ИФ)".

"Российские железные дороги" хотят подтверждения стоимости проекта и определения более точной суммы возможного участия, уточнял собеседник агентства. По его словам, монополия заинтересована в доходности не менее 10% годовых при не более чем 20-летней возвратности вложений. Вопрос о финансировании проекта со стороны РЖД предполагалось решить к 1 апреля.

К 1 февраля "Российские железные дороги" должны были проработать и предложить механизмы своего участия в финансировании строительства линии, "при которых минимизируются риски признания монополии контролирующим акционером". Сделано ли это - не известно: в РЖД "служебную переписку не комментируют".

КАК ОКУПАТЬ

Возврат средств в рамках проекта должен осуществляться за счет денежного потока горно-обогатительного комбината на Элегесте, который планируется создать в рамках комплексного проекта ТЭПК. При этом в презентации Минэкономразвития отмечалось, что на линии Элегест-Курагино необходимо снизить ж/д тариф на 60% (до 790 руб. за тонну; это требует государственной поддержки комплексного проекта, отмечается в материалах министерства) и изменить структуру финансирования проекта для снижения долговой нагрузки. Бюджетная эффективность оценивалась в 55 млрд руб.

Изменение условий концессии, решение о капитальном гранте и о финансировании из ФНБ ожидались к 1 июля. Через год после этого планировалось начать само строительство. При этом к апрелю 2021 г. должно было быть организовано финансирование со стороны банков. В эксплуатацию объект предполагалось ввести к 2026 г. Кроме того, до 31 декабря 2020 г. "Российские железные дороги" уточнят сметную стоимость проекта и представят актуализированную ПСД. До 31 мая 2021 г. ожидается заключение Главного управления государственной экспертизы, параллельно с проектированием должны быть внесены изменения в концессионное соглашение.

К 31 декабря 2020 г. "Тувинской энергетической промышленной корпорации" совместно с ВЭБом предстоит актуализировать финансовую модель всего комплексного инвестиционного проекта - для отражения фактически понесенных ТЭПК затрат, а также представить его актуализированную модель в РЖД и министерство экономического развития для окончательного закрепления структуры финансирования. В течение 2020 г. также предполагается провести гидрогеологические исследования и получить заключения внешних консультантов (включая финансово-технический аудит, маркетинг, юридическую экспертизу, подготовку заключения по запасам угля).

Одновременно затраты на финансово-технический аудит и исследования, по информации ВЭБа и "Тувинской энергетической промышленной корпорации", составят не менее 1 млрд руб. Учитывая, что собственные средства у ТЭПК отсутствуют, компании потребуется предоставить бридж-кредит на разработку и актуализацию проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, а также экспертизы, необходимые для подтверждения технико-экономических параметров комплексного проекта, отмечал ранее Торосов. Но этот вопрос ВЭБ рассмотрит только при условии присвоения комплексному проекту статуса "имеющих общегосударственное значение для экономики РФ".

У ТЭПК имеется задолженность в 2,9 млрд руб. перед Минтрансом и Росжелдором за неисполнение концессионного соглашения в связи с задержкой реализации проекта и в 20 млн руб. перед Росприроднадзором за несвоевременную консервацию месторождения, отмечает Минэкономразвития. По данным РЖД, реализация проекта потребует изменения в ДПР РЖД "без негативного влияния со стороны кредиторов в части параметров долговой нагрузки", также потребуется включение этого проекта в комплексный план развития инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.03.2020