22-03-13 / 2013
Новости отрасли
Минэкономразвития РФ в развитии железных дорог ориентируется на Эльгу и Тыву

Министерство экономического развития РФ считает целесообразным развивать за счет RAB-тарифа магистральные железнодорожные линии в направлении дальневосточных портов для вывоза грузов с Эльги и из Тывы, без модернизации инфраструктуры еще и под транспортировку угля с Кузбасса.

Письмо с соответствующими выводами 28 февраля ведомство направило в правительство, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом. По поручению кабинета министров Минэкономразвития совместно с профильными ведомствами провело оценку возможности опережающе развивать железнодорожный транспорт в РФ через долгосрочный (на 5 лет) RAB-тариф (regulatory asset base, методология доходности на инвестированный капитал), одновременно минимизируя тарифную нагрузку для экономики России.

В своих суждениях министерство основывается на представленных расчетах ОАО "РЖД". Так, необходимый объем инвестиций на развитие участка Tындa – Koмcoмoльск-нa-Aмype (Байкало-Амурская магистраль) для вывоза 10-12 млн тонн угля в год с Эльгинcкoгo месторождения оценивается в 40 млрд рублей до 2020 г., еще 12 млн тонн в Tыве (с "расшивкой узких мест" по всему маршруту) – дополнительно не менее чем в 268 млрд рублей (в сумме более 300 млрд рублей). В то же время вывоз 20 млн тонн угля из Кузбасса в восточном направлении потребует еще 692 млрд рублей.

В этой связи ведомство отмечает, что "суммарный мультипликативный эффект влияния на экономику" у варианта развития "восточного полигона" за 300 млрд рублей выше, чем у проекта масштабной реконструкции за 1 трлн рублей. "При ограниченном варианте 1 рубль, вложенный в инфраструктуру, обеспечивает прирост BBП в размере 1,15 руб., при пoлнoмacштaбнoм – 1,05 руб.", – привел источник содержание письма. Расчеты проводит Центр стратегических разработок, уточнил собеседник.

В результате Минэкономразвития предлагает правительству при опережающем развитии железнодорожной инфраструктуры в РФ включить в расчеты долгосрочного RAB-тарифа вариант реконструкции "восточного полигона" стоимостью около 300 млрд рублей до 2020 г. В итоге общий размер инвестиционной программы монополии в этот период может составить 4,1 тpлн руб.

Отталкиваясь от этой цифры, министерство считает приемлемым без излишнего давления на российскую экономику ввести RAB-тариф на грузовые железнодорожные перевозки, предполагающий ежегодную индексацию ставок в пределах 2-3 процентных пунктов выше инфляции. При этом глава Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Новиков ранее высказывал мнение о том, что перейти на новую методологию следует уже с 2014 г. В долгосрочном прогнозе Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в 2014 г. на уровне 5,4%, в 2015 г. – в 4,9%. Исходя из этого, железнодорожные тарифы при введении RAB могут вырасти, соответственно, на 7,4-8,4% и на 6,9-7,9% (в случае государственной поддержки рост тарифов может быть меньше). Базовый же прогноз предполагает индексацию на 5% и 5,5%.

При этом, по мнению Минэкономразвития, РЖД должны проанализировать, можно ли оптимизировать параметры инвестиционных проектов за счет более эффективного использования пропускных способностей магистралей и управления маршрутами. В частности, необходимо оценить возможность повышения тарифов на перевозки низкодоходных грузов при достижении предела пропускной способности линий и ограничения экспортных потоков угля из удаленных месторождений, чтобы обеспечить вывоз дальневосточных углей. Последние тезисы фактически означают, что кузбасский уголь тоже сможет транспортироваться на экспорт, однако по остаточному принципу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru21.03.13Минэкономразвития РФ в развитии железных дорог ориентируется на Эльгу и Тыву