13-03-13 / 2013
Новости отрасли
Минэкономразвития провело анализ последствий перевода РЖД на долгосрочное тарифообразование по методике Regulatory Asset Base

Как выяснили "Известия", Минэкономразвития провело анализ последствий перевода РЖД на долгосрочное тарифообразование по "инновационной" методике Regulatory Asset Base (RAB), которая с переменным успехом уже применяется для электросетевых компаний. По расчетам ведомства, переход на RAB-тарифы с пятилетним периодом регулирования приведет к росту тарифов на грузовые перевозки лишь на 2-3% сверх уровня инфляции.

RAB-регулирование тарифов нацелено на создание условий для развития инфраструктуры и в идеале гарантирует инвесторам возврат вложенных средств с учетом необходимой доходности. При этом метод призван обеспечить прозрачность финансовых потоков РЖД, что должно повысить привлекательность компании при привлечении средств. РЖД выносили на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011-2013 годы с расчетами по индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе методики RAB еще в 2010 году. Профильные ведомства вернулись к обсуждению вопроса осенью прошлого года по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева.

Расчеты, проведенные Минэкономразвития, стали первым официальным исследованием с конкретными цифрами роста тарифов на грузоперевозки при переходе на RAB. Как рассказал "Известиям" источник в ведомстве, проведенный анализ показал, что при переходе на новую модель тарифы РЖД могут вырасти лишь на 2-3 процентных пункта сверх уровня инфляции. При этом аналитики исходили из того, что государство не будет выделять бюджетные субсидии на реализацию инвестпроектов. В случае частичного сохранения господдержки рост будет менее значительным, показали расчеты Минэкономразвития. Ведомство исходило из реального уровня оптимизации издержек на 1-2% в год и нормы доходности на уровне крупных проектов в развивающихся странах - 10- 12,5%. Амортизационные отчисления будут начисляться исходя из полезного срока использования в 40 лет, предполагает модель Минэкономразвития.

Ранее Федеральная служба по тарифам (ФСТ) согласовала рост регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки и услуги инфраструктуры с 1 января 2013 года на 7%. Это практически равно уровню инфляции, которая в прошлом году составила 6,6%. Президент РЖД Владимир Якунин ранее высказывал предложение добавлять к инфляционной индексации тарифов в рамках действующей методики расчетов 3-4% инвестиционной составляющей.

В пресс-службе Минэкономразвития не смогли ответить на вопросы "Известий". Представитель ФСТ сообщил, что вопрос обсуждается специально созданной рабочей группой. "Данный метод (RAB-тарифообразования. - "Известия" ) является более предпочтительным", - отметил он, но добавил, что параметры модели долгосрочного регулирования еще разрабатываются.

В РЖД отмечают, что сейчас в расчете тарифов на железнодорожные грузовые перевозки уже используется метод, близкий к RAB. В 2009 году ФСТ приняла методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Эти параметры влияют на решение по индексации тарифов, сборов и платы за грузовые железнодорожные перевозки.

- Эта методика аналогична методике RAB, используемой в электроэнергетике, так как основывается на применении метода нормирования рентабельности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования, - отмечают в компании.

Впрочем, несмотря на заверения в схожести моделей, РЖД не стремятся менять текущий порядок. Представитель РЖД сослался на "расчеты ФСТ", по которым переход на RAB "может вызвать одномоментный существенный скачок транспортной составляющей".

- В этом ключе вопрос проведения эксперимента на Дальнем Востоке был бы оправдан в рамках сетевого контракта, - отметили в компании.

По данным РЖД, модернизация узла Ванино - Совгавань на Дальнем Востоке потребует до 2016 года инвестиций в объеме порядка 291 млрд рублей (208 млрд рублей - на развитие БАМа, 83 млрд рублей - Транссиба). В целом инвестпрограмма РЖД в 2013 году запланирована на уровне чуть более 410 млрд рублей, около половины суммы придется на заемные средства. Общий объем инвестпрограммы до 2020 года - 5,9 трлн рублей, дефицит - 1,9 трлн рублей.

Сейчас тариф на грузовые перевозки не является экономически обоснованным и не отражает реального соотношения между экономиками производственных отраслей и железнодорожного транспорта, говорит представитель монополии. В РЖД отмечают, что показатели рентабельности во многих российских отраслях превышают международный уровень - в первую очередь это продукция металлургического, химического, строительного и угольного секторов. И транспортная составляющая в стоимости продукции постоянно снижается. Сейчас в металлургии расходы на перевозку продукции составляют 4% ее стоимости, в производстве удобрений - 5%, цемента - 7%, железной руды - 12%. В РЖД считают, что одним из путей, по которому может идти изменение схемы расчета тарифов, является дифференцированный подход по ряду отраслей, где увеличение железнодорожных тарифов не окажет существенного влияния на снижение прибыльности. Напомним, что ФСТ уже сейчас определяет несколько видов грузов, которые перевозятся по специальному тарифу.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечает, что повышение тарифа на 3% выше инфляции может решить вопросы финансирования с частью инвестиционных проектов.

- С помощью индексации на несколько процентов с плюсом к инфляции можно профинансировать проекты, которые будут окупаемы на приемлемом сроке. Объем таких проектов оценивается сейчас около 200 млрд рублей до 2020 года. Остальные проекты со значительными сроками окупаемости или вовсе не окупаемыми должны будут быть профинансированы государством напрямую из бюджета, - отмечает эксперт.

На запланированные 3% владелец инфраструктуры сможет привлечь необходимые объемы финансирования для окупаемых проектов.

- RAB-регулирование вводится для того, чтобы в короткий промежуток времени привлечь значительный объем инвестиций. Если объем привлекаемых инвестиций относительно небольшой, как в случае с РЖД, то и рост итогового тарифа также может быть незначительным, - отмечает эксперт.

Савчук отметил, что резкий рост тарифов для промышленных потребителей наблюдался в электросетевом комплексе, где была введена RAB, и ежегодно он составлял 20-50%.

РЖД, скорее, испытывает недостаток финансирования не из-за несовершенства методики расчета, а по причине непрозрачности той части тарифа, где учитываются издержки компании, считает глава отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов.

По его словам, нужен тотальный учет по международным стандартам финансовой отчетности - сейчас часть внутренней отчетности готовится по РСБУ, а уже затем переводится в МСФО для "внешних потребителей".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия - Москва13.03.2013Власти заставляют РЖД строить дешево