16-03-11 / 2011
Новости отрасли
Минэкономразвития против введения инвестиционной составляющей в тариф на грузовые перевозки

Совместное предложение ОАО "РЖД" и Минтранса о введении инвестиционной составляющей в тариф на грузовые перевозки наталкивается на противодействие Минэкономразвития. Там считают, что железным дорогам не следует адекватно поднимать тарифы, чтобы иметь инвестиционные ресурсы.

Логика Минэкономразвития проста: для модернизации отрасли нужны огромные средства, но если попытаться получить их за счет стоимости перевозки, то российское сырье станет неконкурентоспособным на мировом рынке из-за транспортной составляющей. В пример приводятся США. Там задача железнодорожников - не строительство новых линий, а поддержание существующих на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность экономики.

Есть, правда, одно "но", которое делает такую политику достаточно бесперспективной в России. Протяженность сети в США более чем в два раза превышает российскую. То есть она явно избыточна, а хорошее покрытие территории делает не очень актуальным высокие скорости в грузовом движении. Поэтому в США ориентируются на ритмичность перевозок.

У нас понятие "опережающее развитие транспортной сети по сравнению с ростом экономики" уже давно вызывает ироническую усмешку. И тем не менее, чтобы развивать экономику, нужно строить новые дороги и расширять старые.

Без траты денег тут не обойтись.

А чтобы новое строительство не столь критично влияло на производителей, можно применять различные меры. Например, строить с помощью государства. Ведь как раз Минэкономразвития наиболее настойчиво выступало за реформу и отделение инфраструктуры от перевозок. Согласно таким планам, ОАО "РЖД" нужно преобразовать в чисто инфраструктурную компанию с участием государства в развитии сети. Но, как известно, даже те небольшие инвестиции, которые планировались в рамках федеральных программ, сегодня сильно урезаны, не говоря уже о каких-то существенных дотациях.

Еще можно сделать гибкими тарифы на инфраструктуру, чтобы они зависели от цен на сырье и спроса. Но и это предложение почему-то также встречается в штыки объединенной коалицией грузоотправителей и чиновников. Остается надеяться на то, что Минэкономразвития все-таки сможет тогда объяснить, где же реально взять средства на развитие инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок1603.11Не так посчитали