26-11-13 / 2013
Новости отрасли
Минэкономразвития предложило в обязательном порядке страховать ответственность при изготовлении и ремонте подвижного состава

Считаете ли Вы эту меру целесообразной?

Сергей Шаталов, заместитель министра финансов РФ:

- Минфин России отмечает нецелесообразность установления обязательного страхования производителей подвижного состава, вагонных ремонтных компаний и собственников вагонов, поскольку введение новых видов страхования в такой форме имеет смысл, если невозможно обеспечить защиту интересов физических и юридических лиц иными способами.

По мнению Минфина, ответственность за возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг, может быть урегулирована в рамках договоров на покупку, изготовление и ремонт железнодорожной техники, а также добровольного страхования ответственности.

Алексей Рахманов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

- В соответствии со ст. 935 Гражданского кодекса обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лиц, вследствие действий которых был причинен вред жизни, здоровью или имуществу других лиц. В таком случае обязательное страхование должно охватить всех участников процесса железнодорожных перевозок: производителей подвижного состава (в случае продления срока службы - вагоноремонтные предприятия), собственника подвижного состава, владельца инфраструктуры и грузоотправителя. Также надо обеспечить экономическую заинтересованность страховщиков в повышении качества страховой услуги и снижении ее цены.

Шевкет Шайдуллин, вице-президент ОАО "РЖД":

- Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц для изготовителя подвижного состава должно стать признание того, что транспортное происшествие произошло из-за недостатков выпущенной продукции, а также из-за предоставления страхователем недостоверной или недостаточной информации о ней. Соответственно владелец подвижного состава должен отвечать за ненадлежащее техническое состояние парка, а вагоноремонтная компания - за некачественный ремонт подвижного состава (его узлов и деталей). Причем без договора страхования производители не должны получать сертификаты, необходимые для реализации произведенного подвижного состава, а владельцы подвижного состава - регистрацию вагонов в системе пономерного учета.

Андрей Тонких, заместитель исполнительного директора СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

- Предлагаем законодательно утвердить ряд положений. Изготовитель железнодорожного подвижного состава обязан застраховать свою гражданскую ответственность за безопасную эксплуатацию подвижного состава на срок гарантийной ответственности, но не менее чем на 3 года. Предприятие, выполнившее плановый вид ремонта вагона, его деталей и запасных частей, должно застраховать свою ответственность за безопасную и безотцепочную эксплуатацию отремонтированного им подвижного состава или его деталей и запчастей на срок до следующего планового ремонта. Предприятию, выдающему разрешение на продление срока службы вагона, следует страховать свою ответственность за безопасную эксплуатацию продленного подвижного состава. Данные положения не должны распространяться на случаи повреждения и естественный износ вагонов, их деталей и запчастей.

Константин Барковский, заместитель генерального директора САО "Гефест":

- Такой вид страхования позволит значительно минимизировать издержки в железнодорожной отрасли. Среди плюсов его введения можно отметить сокращение сроков урегулирования и выплаты возмещения. Ведь в случае судебного урегулирования затягиваются сроки разбирательства по каждой претензии, как правило, это составляет не меньше года. По решению суда сумма возмещения сокращается. Есть риск отказа в удовлетворении претензии (трудно доказать виновность производителей в аварии). Еще несколько лет назад ОАО "РЖД" был предложен подобный страховой продукт - страхование рисков поставки некачественной продукции. Однако введение обязательного вида страхования тогда не вполне коррелировалось с принятой Стратегией развития страхового рынка страны до 2020 года, где указана необходимость развития вмененных, а не обязательных видов страхования.

Юрий Искандеров, генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований":

- Рынок страхования в сфере железнодорожных перевозок в настоящее время представлен ограниченным количеством страховых компаний, услуги которых остаются невостребованными ввиду отсутствия прозрачной нормативно-правовой базы в данном сегменте страхования. Вместе с тем ущерб от транспортных происшествий - существенный, а компенсации за причиненный вред, выплачиваемые пострадавшим, оказываются несопоставимыми с финансовыми возможностями виновных предприятий. С этой точки зрения введение обязательного страхования гражданской ответственности указанного круга лиц целесообразно. А вот вопрос по обязательному страхованию ответственности перед третьими лицами для грузоотправителей не стоит. Это просто ляжет в цену стоимости товаров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru25.11.13Вопрос номера