10-09-15 / 2015
Новости отрасли
Минэкономразвития предлагает сохранить РЖД сетевым перевозчиком, отводя частникам "тупики"

Министерство экономического развития РФ предлагает сохранить статус ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) как общесетевого ж/д перевозчика с возможностью допуска частных владельцев локомотивов на обслуживание тупиковых ж/д веток; при этом, правда, по мнению ведомства, необходимо ввести в РЖД раздельный финансовый учет инфраструктуры и локомотивов.

"Особенности структуры и технологии организации грузовых перевозок в общесетевом масштабе требуют сохранения в РЖД единства общесетевых грузовых перевозок и их интеграции с инфраструктурой общего пользования", - отмечает ведомство в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. (с его копией ознакомился "Интерфакс").

Свою позицию министерство объясняет особенностями сферы грузовых ж/д перевозок в РФ, в том числе - высокой концентрацией движения на основных безальтернативных коридорах с ограниченной пропускной способностью, значительной долей грузовых перевозок в общем объеме транспортировки (более 95%), большой дальностью перемещения грузов (в среднем - примерно на 1,6 тыс. км). При этом, как отмечает ведомство, в РФ существует два вида локомотивной тяги - электровозная (с делением на переменный и постоянный ток) и тепловозная с более чем 500 "точками" смены вида тяги, и расстояние между ними меньше средней дальности перевозок.

В то же время на сети - значительная доля повагонных отправок, требующих высокой степени согласованности в их организации, что возможно только при сохранении эффекта масштаба и единства всех элементов этого процесса перевозки. Кроме того, в РФ либерализован вагонный сегмент и множество собственников подвижного состава управляет своими парками по собственным технологиям. Необходимо сохранить равную доступность ж/д транспорта для грузовладельцев из разных географических регионов и отраслей, а также исполнение государственных и социально-значимых перевозок и международных обязательств, добавляет министерство.

В этих условиях нужно сохранить "сетевой эффект масштаба" с минимизацией операционных затрат, операционную целостность сети с высокой долей межрегиональных перевозок и едиными техническими стандартами, подчеркивает Минэкономразвития. При этом ведомство отмечает, что в РФ нужно разработать "оптимальный план формирования поездов", определить, как эффективно использовать ограниченные пропускные способности инфраструктуры за счет централизованной диспетчеризации, баланса между потребностями в содержании инфраструктуры и объемами перевозок, эффективного использования локомотивной тяги.

Также нужно оптимизировать технологические процессы в работе ж/д транспорта (в том числе - использование сортировочных станций), транзакционные издержки РЖД, качество управления, минимизировать на этой основе себестоимость перевозок. Единый инфраструктурный комплекс общего пользования обеспечит эффективную диспетчеризацию и управление движением, сохранит единую сеть приема и обработки заявок и обслуживания грузоотправителей, систему контроля за доступом подвижного состава на инфраструктуру и мониторинг его перемещения на сети, а значит - и обеспечит безопасность перевозок (с ресурсами для ликвидации аварий), указывает ведомство.

В то же время, на "отдельных тупиковых ветках возможен допуск локальных перевозчиков", считает Минэкономразвития (такая опция предусматривалась и целевой моделью, действовавшей до 2015 г., но реализована она в полной мере так и не была). В этом случае компании должны нести полную ответственность за обслуживание всех грузоотправителей и быть обязаны осуществлять перевозки "на публичной основе". "Такая модель требует минимальных изменений технологии по сравнению с существующей, а также стимулирует перевозчика оптимизировать технологию организации перевозок на выделенном участке", - пишет ведомство в документе.

Чтобы оценить целесообразность конкуренции между перевозчиками, ведомство (как и ранее) предлагает реализовать "пилотные" проекты на выделенных тупиковых участках сети, сформировав и апробировав технологию взаимодействия с владельцем инфраструктуры ("Российские железные дороги"), общесетевым перевозчиком и грузовладельцами. Для этого необходимо создать правовые и организационные условия.

Предполагается, что на отдельных участках, принадлежащих РЖД, в рамках "пилотных" проектов по результатам государственного конкурсного отбора исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передается локальному перевозчику на 5-10 лет. "Победителем конкурса становится претендент, предложивший наименьший уровень тарифов на услуги. При этом органы власти могут вводить дополнительные критерии", - говорится в документе. Локальный перевозчик в рамках обслуживаемого участка будет иметь право организовывать технологию перевозок в соответствии с нормативной базой.

"Предусматриваются следующие критерии выделения участков сети для конкурса: нетранзитный участок преимущественно регионального значения; протяженность - от 100 до 800 км; не находящийся в составе направлений перевозок к портам и пограничным переходам или в составе международных транспортных коридоров; не достигший пределов использования пропускной и провозной способности; без смены вида тяги; без преобладания пассажирских перевозок (не более 60%)", - говорится в проекте.

Определять такие участки, а также разрешать споры и технологические разногласия должен уполномоченный федеральный орган власти - в рамках соответствующего регламента правительства РФ, считает министерство. При этом в "пилотных" проектах не должна нарушаться технология общесетевого перевозчика, а локальные перевозчики полностью должны обеспечивать безопасность движения поездов. "Инфраструктура и система диспетчерского руководства останется в собственности РЖД, перевозчики будут пользоваться (ими - ИФ) на основании договора об оказании услуг. Тарифы (на них - ИФ) будут регулироваться государством", - говорится в документе. На основе "пилотов" будет сделан вывод о целесообразности "сквозной перевозки несколькими перевозчиками" и "создана основа для принятия органами власти решения о дальнейшем развитии конкуренции в (этом - ИФ) сегменте".

В итоге Минэкономразвития предлагает сохранить до 2020 г. статус РЖД как "общесетевого публичного перевозчика грузов на всей принадлежащей ему инфраструктуре". "(Компания - ИФ) остается единым хозяйствующим субъектом, включающим в себя функции владельца инфраструктуры и общесетевого перевозчика, а также расширяющего спектр оказываемых услуг в сфере транспортной логистики", - говорится в проекте. При этом, правда, ведомство предлагает усовершенствовать раздельный учет расходов и доходов РЖД в грузовых перевозках и эксплуатации инфраструктуры.

Также проект Минэкономразвития предполагает сохранение государственного регулирования инфраструктурных и перевозочных тарифов с их совершенствованием "в части предоставления грузовых вагонов перевозчиком". У РЖД в этом случает сохранятся все собственные и арендованные локомотивы в "едином интегрированном парке", за исключением тупиковых участков, на которых реализуются "пилотные" проекты локальных перевозчиков.

"Анализ зарубежного опыта показывает отсутствие универсального подхода к вопросу разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности. Решение о развитии конкуренции в сфере перевозок грузов ж/д транспортом принимается с учетом особенностей его функционирования и распределения транспортной работы между видами транспорта в той или иной стране", - отмечает при этом Минэкономразвития.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.09.2015