12-05-15 / 2015
Новости отрасли
Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность для РЖД закупаемых импортных составов

Министерство экономического развития РФ считает целесообразным при закупках ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) иностранного моторвагонного подвижного состава (МВПС) и поездов с импортными компонентами оценивать их коммерческую эффективность для компании.

"При закупках считаем целесообразным в первую очередь проанализировать коммерческую эффективность приобретения и эксплуатации импортного МВПС для РЖД, а также предполагающего применение импортных компонентов в производстве с учетом повышения курса иностранной валюты", - процитировал источник "Интерфакса" письмо замглавы ведомства Николая Подгузова в аппарат правительства РФ и РЖД от 7 мая.

При этом саму тему, по словам собеседника агентства, замглавы Минэкономразвития затрагивает в свете финансирования работ по поддержанию инфраструктуры. Н.Подгузов подчеркивает, что ведомство неоднократно поднимало вопрос о необходимости первоочередного направления средств на поддержание существующих объектов в удовлетворительном состоянии. В то же время в инвестиционной программе РЖД на 2015 г. как минимум 50 млрд руб. из средств амортизации заложены на другие проекты, в том числе 22 млрд руб. - именно на закупку "моторвагонки".

"Считаем целесообразным предусмотреть приоритетный порядок направления средств, заложенных в амортизацию, на поддержание имеющейся инфраструктуры в удовлетворительном состоянии, обеспечивающем рост средней скорости доставки грузов", - пишет в этой связи Н.Подгузов (его слова также привел собеседник агентства).

О каком именно моторвагонном подвижном составе идет речь, в письме не уточняется. К МВПС, в том числе, принято относить электрички, дизель-поезда и прочие составы с распределенной тягой. "Российские железные дороги" закупают и эксплуатируют сразу несколько типов иностранных поездов или составов с импортными комплектующими. В их числе - высокоскоростные "Сапсаны" (Velaro Rus) немецкого концерна Siemens, поставленные из Германии, и скоростные "Ласточки" (Desiro Rus), частично закупленные у этой же компании за рубежом, а сейчас приобретаемые у совместного предприятия Siemens и "Синары" - ООО "Уральские локомотивы". Кроме того, "дочка" монополии заказала и уже получила несколько скоростных пассажирских составов испанской Talgo.

Осенью 2014 г. Совет потребителей услуг РЖД при правительственной комиссии по транспорту уже предлагал исключить из инвестиционной программы монополии на 2015-2017 гг. закупку подвижного состава для пригородных перевозок - сегмента, из которого монополия должна была выйти в ходе реформы железнодорожного транспорта. Высвободившиеся средства Совет также предлагал перераспределить на развитие инфраструктуры. В проекте финансового плана на 2015 г. тогда компания обозначала планы по приобретению 27 "Ласточек" (наряду с традиционными электричками и рельсовыми автобусами на общую сумму 22,3 млрд руб.).

До этого, в сентябре, газета "Ведомости" также сообщала, что федеральные чиновники предлагают РЖД отказаться от закупок "Ласточек". Монополия не учла инвестиции в содержание этих поездов, заявлял изданию представитель одного из ведомств, курирующих монополию: содержание одного вагона обходится в 9 млн руб. в год, всех - в 10,8 млрд руб. На деле же, опасаются чиновники, затраты будут выше - 17 млн руб. в год на один вагон и 20,4 млрд руб. - всей партии. С такими расходами на содержание "Ласточек" и в условиях регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки поставка дополнительных 1,2 тыс. вагонов принесет РЖД 6-14 млрд руб. убытка в год, а за 15 лет эксплуатации убыток может составить до 55-130 млрд руб., говорил сотрудник одного из ведомств. Если же отказаться от поставок "Ласточек" в 2015 г., то даже с учетом штрафов монополия потеряет за 15 лет не более 50 млрд руб.

Однако в итоге было решено не отказывать РЖД в закупках "Ласточек" в 2015 году, поскольку у компании уже заключены договоры на поставку, по которым предусмотрены штрафные санкции в случае расторжения контрактов. Представитель "Уральских локомотивов" при этом на прошлой неделе заявлял "Интерфаксу" о договоренностях с монополией по покупке 30 таких поездов. В то же время, как отмечал осенью один из собеседников агентства, "Совет тоже был услышан" - и вопрос о закупках электропоездов в 2016-2017 гг. будет рассматриваться дополнительно (монополия отмечала, что рассчитывает приобрести 38 и 46 составов Desiro соответственно).

Запросы "Интерфакса" в Минэкономразвития и РЖД остались без комментариев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.05.2015