02-11-16 / 2016
Новости отрасли
Минэкономразвития готово обсуждать переход к единым нефтяным ж/д тарифам в будущем

Министерство экономического развития РФ выступает против предложения ОАО "Российские железные дороги" дифференцированно повысить тарифы на перевозки ряда сходных по своим свойствам нефтеналивных грузов для их поэтапного сближения, но в перспективе готово рассматривать отказ от классности транспортировки и установление ставок по нефти и нефтепродуктам на одном уровне.

Позиция ведомства изложена в письме замглавы Минэкономразвития Николая Подгузова, которое в конце прошлой недели было направлено в аппарат правительства РФ, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием документа. Ведомство подготовило его, рассмотрев соответствующее обращение ПАО "ЛУКОЙЛ" и ПАО "Газпром нефть". Как сообщалось ранее, компании просили курирующего транспорт вице-премьера РФ Аркадия Дворковича не допустить роста тарифов на перевозку нефтяных грузов выше инфляции, дополнительной индексации порожнего пробега, а также продления повышающих коэффициентов для экспортных грузов.

УНИФИКАЦИЯ В БУДУЩЕМ

В письме Н.Подгузов приводит аргументацию РЖД по предлагаемым ими точечным изменениям в действующий прейскурант грузовых тарифов: структура производства и реализации нефтепродуктов изменяется, увеличивается доля грузов, перевозимых по более низким тарифам (энергетических газов и нефтяного топлива). При этом нельзя визуально определить, к какому виду нефтепродуктов относится принимаемый к перевозке груз, и исключить случаи, когда название продукта намеренно изменяется для снижения провозных платежей.

В то же время, по мнению министерства, из-за переключения перевозок нефтяных грузов на трубопроводный транспорт и значительного снижения их железнодорожных перевозок предлагаемые монополией изменения в прейскурант приведут лишь к краткосрочному увеличению ее доходов. Например, при переводе стабильного газового бензина и дистиллята газового конденсата из I (низкодоходного) во II (базовый) тарифный класс доходы РЖД в 2017 г. вырастут на 11,9 млрд руб., тогда как для грузоотправителей тарифы увеличатся на 60-80%, и в дальнейшем неконкурентоспособный уровень ставок приведет к тому, что эти грузы могут полностью уйти в "трубу", отмечает чиновник.

То есть, несмотря на то, что в целом Минэкономразвития считает целесообразным упрощение номенклатуры грузов, применять предлагаемые монополией точечные корректировки прейскуранта, по мнению ведомства, не стоит. Однако, в то же время, при разработке новой тарифной системы министерство считает возможным рассмотреть предложения "ЛУКОЙЛа"и "Газпром нефти" об отказе от классности грузов и установления тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов на одном уровне, подчеркивает в своем письме Н.Подгузов.

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как сообщалось ранее, чтобы не допустить дефицита своего бюджета, РЖД предложили ряд точечных изменений в прейскурант, которые позволили бы "сократить тарифные диспропорции". Развитие нефте- и продуктопроводов, а также трансформация структуры производства, объемов и глубины переработки нефти вследствие "налогового маневра" в нефтяной отрасли изменили и структуру погрузки нефтяных грузов на железной дороге в 2016 г., отмечает в ответе Минэкономразвития по поводу обращения "ЛУКОЙЛа" и "Газпром нефти" вице-президент РЖД Салман Бабаев.

В частности, отправка мазута (II класс) за первые 7 месяцев года снизилась на 11,7%, газойля (III класс) - на 94%, сырой нефти (II класс) - на 28,6%, в то время как нефтяного топлива (II класс) - выросла в 1,6 раза, энергетических газов (I класс) - на 20,7%, минеральных масел и смазок (III класс) - на 21,4%. Изменение структуры производства и продаж нефтепродуктов, по мнению топ-менеджера, привело к тому, что при действующей тарификации перевозок нефти и нефтепродуктов увеличивается доля грузов, перевозимых по более низким тарифам, из-за чего снижаются доходы монополии. При этом используемая классификация грузов по номенклатуре относит к разным тарифным классам грузы, идентичные по физико-химическим свойствам.

Чтобы частично демпфировать падение доходов, РЖД и предлагают с 2017 г. поэтапно сближать тарифы на перевозки сходных по свойствам нефтяных грузов, фактически, переходя на их тарификацию по II классу. Для этого с 2017 г. компания предлагает перевести стабильный газовый бензин и дистилляты газового конденсата из I во II класс, газойля - из III во II класс, изменить корректирующие коэффициенты на перевозки газового конденсата (с 1,02 на 1,07) и остальных энергетических газов (с 1,04 на 1,07), технологического (1,061 на 1,15) и нефтяного топлива (1,061 на 1,15).

Одновременно, чтобы не допустить значительного роста тарифной нагрузки по нефтеналивным грузам I класса, компания предлагает расширить для них границы "тарифного коридора" до "от минус 50% до +25%" на всех расстояниях и направлениях, сняв ограничения по условиям для варьирования ставок. Это позволит РЖД принимать в рамках решения, при которых общее изменение тарифа на перевозки нефтеналивных грузов не превысит 4% при сохранении объемов перевозок, а также предоставлять дополнительные скидки на прирост транспортировки, пишет С.Бабаев.

Право варьировать стоимость своих услуг в рамках "ценового коридора" (от "минус 12,8%" до "плюс 13,4%" к действующим ставкам, установленным государственным регулятором) "Российские железные дороги" имеют с 2013 г. Позднее правление Федеральной антимонопольной службы РФ утвердило решение сместить нижнюю границу "коридора" от "минус 25%" (для низкодоходных грузов I тарифного класса - на расстояние до 3 тыс. км, для грузов II и III тарифного классов - без ограничения по дальности транспортировки) до "плюс 12,8%".

При этом, как заявлял глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев, в правительстве РФ будет обсуждаться идея опустить нижнюю границу тарифного коридора до "минус 50%". До этого ведомство предложило кабинету министров сделать это по грузам II и III тарифных классов, создав условия для привлечения грузов на железную дорогу в условиях волатильности мировых цен на сырьевые товары.

ОТМЕНА НАДБАВОК НЕ СПАСЕТ ОТ ПАДЕНИЯ

Кроме того, по словам собеседника "Интерфакса", Минэкономразвития выступает за продление 13,4%-ных экспортных надбавок "Российских железных дорог" на нефтеналивные грузы в рамках "тарифного коридора", которые монополия также включила в число предложений по ликвидации дефицита своего бюджета. Аргументация ведомства также приводится в письме Н.Подгузова по поводу обращения нефтяных компаний. Продление действия надбавки сохранит доходную базу РЖД, тогда как снижение тарифной нагрузки в случае отмены повышающего коэффициента все равно не остановит отток "нефтеналива" в "трубу", отмечает чиновник.

Отмена надбавки при плановой базовой 4%-ной индексации в 2017 г. снизит экспортные тарифы на 11,8%, но, по прогнозам Минэкономразвития, падение объемов перевозок продолжится в связи с рядом факторов. Во-первых, сырая нефть с апреля 2016 г. переключается на ВСТО-2. Во-вторых, максимальные тарифы на услуги "Транснефти" (MOEX: TRNF) по перекачке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на 30% меньше стоимости железнодорожной транспортировки нефтепродуктов (согласно приказу Федеральной службы по тарифам РФ от 2014 г., позднее поглощенной ФАС). В-третьих, "налоговый маневр" привел к росту производства светлых нефтепродуктов и сокращению производства низкомаржинальных темных (например, объем выпуска мазута на российских НПЗ в 2016 г. ожидается на 17% меньше, чем годом ранее).

Экспортные надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках "ценового коридора" по верхней его границе. Почти сразу они были снижены до 1,3% по углю (хотя недавно на фоне роста мировых цен на него монополия вернула надбавки на уровень 13,4%). Между тем, существующая нормативная база предусматривает действие таких решений в течение двух лет, поэтому в конце января 2017 г. надбавки перестанут применяться автоматически, если государство не примет продляющих решений.

В то же время, по мнению Н.Подгузова, чтобы сократить падение перевозок нефтеналивных грузов, РЖД необходимо провести индивидуальную работу с нефтеперерабатывающими предприятиями, обсудив привлечение дополнительных грузопотоков и скидки в рамках "тарифного коридора". Это позволило бы сократить транспортные издержки заводов, считает чиновник. При этом для повышения гибкости тарифного регулирования министерство предлагает обсудить вопрос о том, чтобы опустить нижнюю границу "коридора" и упростить правила его использования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.11.2016