06-03-17 / 2017
Новости отрасли
Миллиард на кластер

Парламент Монголии одобрил получение кредита на развитие инфраструктуры крупнейшего в стране угольного месторождения.

Постоянный комитет по экономическим вопросам Великого государственного хурала (ВГХ) Монголии одобрил проект соглашения о предоставлении Экспортно-импортным банком Индии кредита на сумму $1 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в области железнодорожного транспорта и энергетики.

Принципиальная договоренность между Монголией и Индией о предоставлении кредита в объеме $1 млрд для финансирования инфраструктурных проектов в области железнодорожного транспорта и энергетики была достигнута в мае 2015 года в ходе визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Улан-Батор. Стороны пришли к соглашению, что Экспортно-импортный банк Индии предоставит кредит, средства которого будут направлены на завершение строительства железной дороги от угольных месторождений в пустыне Гоби (месторождение коксующегося угля Таван-Толгой), с целью развития экспорта монгольского сырья в КНР и другие страны Азии.

Министр иностранных дел Монголии Цэндийн Мунх -Оргил на заседании Великого государственного хурала сообщил, что все условия открытия кредитной линии согласованы с индийской стороной, в договор включено положение, детализирующее проекты по развитию промышленности, железной дороги и инфраструктуры.

Заведующий сектором Монголии отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Владимир Грайворонский считает, что решение профильного комитета ВГХ переводит тему о согласовании займа в техническую плоскость. "Во-первых, Монголия – парламентская республика, решения законодателей имеют больший политический вес, чем решения органов исполнительной власти; во-вторых, стране необходимы деньги для реализации масштабных инвестиционных проектов, таких, как развитие инфраструктуры Таван-Толгойского месторождения. Полагаю, на одном из ближайших пленарных заседаний ВГХ поддержит получение индийского кредита, – предполагает эксперт. – Стоит принять во внимание тот факт, что Индия заинтересована в увеличении импорта коксующегося угля, который может поставляться с Таван-Толгоя. Следовательно, препятствий в предоставлении кредита с индийской стороны не будет".

Для полномасштабного освоения месторождения Таван-Толгой требуется строительство электростанции и железнодорожной линии Зуунэбаян – Таван-Толгой протяженностью порядка 400 километров – для экспорта монгольского угля в Китай. Общая потребность в инвестициях для строительства оценивается в $5,5 млрд. В настоящее время проект профинансирован частично, за счет средств бюджета Монголии. В частности, правительство выделило на реализацию проекта $200 млн, которые были направлены на строительство 217-километрового участка путей от Таван-Толгоя до пункта Гашуунсухайт на границе с Китаем.

Большая часть средств на реализацию инфраструктурного проекта – порядка $4 млрд, как предполагается, будет получена в виде инвестиций от китайской компании "Чайна Шеньхуа энерджи" (China Shenhua Energy Company) в рамках консорциума Mongolian Mining Corporation (ММС). Ранее China Shenhua выиграла объявленный правительством республики тендер на создание консорциума совместно с монгольской ООО "Energy Resource" и японской Sumitomo Corporation. В настоящее время ведутся переговоры об условиях инвестирования и управлении железнодорожным активом. Монгольская сторона стремится сохранить контроль над железной дорогой. "Правительство с самого начала заявило, что оно будет управлять контрольным пакетом акций железной дороги. Государству будет принадлежать 51%, а Shenhua Group будет владеть 49% акций Монгольской железной дороги", – заявил генеральный директор ММС Готовын Батцэнгэл. Очевидно, что дополнительные средства, привлеченные в виде кредита Экспортно-импортного банка Индии, станут весомым аргументом в переговорах с китайской стороной.

Ранее рассматривалась возможность участия в развитии инфраструктуры месторождения Таван-Толгой российской стороны. Компания "Развитие инфраструктуры" (СП ОАО "РЖД" и Монголии, создано в мае 2009 года) разработала концепцию развития железнодорожной инфраструктуры Монголии, согласно которой предполагалось строительство железной дороги, которая должна была соединить Улан-Баторскую железную дорогу с Таван-Толгоем. Объем инвестиций оценивался в $1,5 млрд. "Несколько раз предпринимались попытки усилить инвестиционную политику России в рамках развития Улан-Баторской железной дороги. Для этого даже было создано специальное совместное предприятие "Развитие инфраструктуры", целью которого была модернизация УБЖД в обмен на доступ к крупным монгольским месторождениям полезных ископаемых, в частности к Таван-Толгою. В силу разных причин данные проекты не увенчались успехом", – отмечает доцент кафедры истории и регионоведения стран Азии Бурятского госуниверситета, руководитель Центра социально-политических исследований Монголии Владимир Родионов.

"До последнего времени российско-монгольские торгово-экономические отношения развивались недостаточно быстрыми темпами, что стало особенно заметно на фоне динамично развивающихся отношений Монголии с другими ведущими странами, особенно с Китаем. История с проигрышем России в конкурентной борьбе за участие в освоении крупного месторождения коксующегося угля Таван-Толгой и строительстве необходимой для вывоза сырья инфраструктуры показательна. Впрочем, реализация проектов по развитию УБЖД, созданию транспортного коридора между Китаем и Россией через Монголию, наконец недавние обращения монгольской стороны к России с просьбой предоставить кредит на развитие национальной экономики открывают новые перспективы по расширению сотрудничества между нашими странами, правда, пока без участия нашей страны в разработке и вывозе угля с Таван-Толгойского месторождения", – пояснил Владимир Грайворонский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.03.2017