Межведомственная комиссия по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте (МВК) не утвердила концепцию и бизнес-план будущей грузовой "дочки" ОАО "РЖД". В компании считают, что таким образом реформа отрасли может утонуть в бюрократических деталях.
Члены комиссии мотивировали свое решение отсутствием пункта о создании грузовой компании в плане третьего этапа структурной реформы отрасли. Кроме того, члены МВК указали на отсутствие отраслевых технических регламентов и другие недостатки нормативной базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта. В частности, по словам первого вице-президента ОАО "РЖД" Вадима Морозова, Ространснадзор считает преждевременным создание грузовой дочерней компании до подготовки нормативной базы, направленной на обеспечение транспортной безопасности. В настоящее время существует нормативная база, создававшаяся еще министерством путей сообщения. А документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта, на которые ссылается Ространснадзор, только разрабатываются. Они будут готовы к 2010 году. И ответственность за их разработку лежит как раз на регулирующих органах.
ОАО "РЖД" настаивает на создании грузовой дочерней компании до конца текущего года. По словам главы компании, никто на рынке всерьез не возражает против необходимости появления дочерней грузовой компании и сомнения в целесообразности запуска грузовой компании высказывают как раз не коммерческие структуры, а чиновники. Последние опасаются, что грузовая компания монополизирует рынок перевозок, потеснив с него частников. Однако сейчас ОАО "РЖД", являющееся естественной монополией, обладает для этого куда большими возможностями. У грузовой компании, работающей по законам рынка, таких возможностей будет явно меньше.
Ведомства, в компетенции которых находится регулирование экономической деятельности ОАО "РЖД", также с этим согласны. Противоречия с Министерством обороны, МЭРТ, Росимуществом, ФАС на данный момент времени, по словам Владимира Якунина, сняты.
Однако Заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Евгений Михайлов сообщил "Гудку", что замечания к плану создания "дочки" есть и у его ведомства. Например, в МЭРТ не понимают, почему РЖД передают в дочернюю грузовую компанию не весь парк подвижного состава. Есть опасения, что собственно РЖД оставят за собой только сезонные и низкодоходные перевозки.
Определенные опасения по поводу создания "дочки" высказывали и силовые ведомства. В частности Минобороны, которое сейчас четко понимает, как организовать перевозки военных грузов, а в случае передачи перевозочного бизнеса в дочернее ОАО этот процесс станет для военных менее очевидным. Однако в процессе обсуждения стало ясно, что создание грузовой компании никоим образом не противоречит государственным интересам в перевозке военных грузов.
Федеральная антимонопольная служба, которая до недавнего времени настаивала на целесообразности создать не одну, а сразу несколько грузовых дочерних компаний, сняла большую часть своих претензий.
Аналитик компании Standard&Poor's Евгений Коровин заявил, что опасения регулирующих органов по поводу возможности возникновения нового монополиста существуют. "Иногда они обоснованны, - считает эксперт. - Но при этом не надо забывать, что железнодорожный транспорт и сам по себе испытывает сильную конкуренцию со стороны других видов транспорта.
В первую очередь - трубопроводного, речного и автомобильного. Поэтому говорить о том, что создание грузовой компании сохраняет монополию РЖД, не совсем правильно: даже вертикально интегрированная железнодорожная компания все равно сталкивается с межвидовой конкуренцией".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 20.09.2006 | Грузовую компанию притормозили |
Коммерсантъ | 20.09.2006 | Чиновники отказались разгрузить ОАО РЖД |
Время новостей | 20.09.2006 | РЖД не смогла создать "Грузовую компанию" |
Гудок | 20.09.2006 | Стратегия реформы запуталась в деталях |