09-02-12 / 2012
Новости отрасли
Межотраслевые логистические центры позволят перенаправить грузы из крупных портов в малые

Совмещение систем планирования перевозок на железнодорожном и морском транспорте поможет решить проблемы нерационального использования вагонного парка и «брошенных» поездов.

По итогам прошлого года 60,3 млн тонн грузов было перевезено железнодорожным транспортом через порты Юга России. Однако если в Новороссийске и Туапсе выгрузка была стабильной, а грузооборот увеличился, то грузооборот в портах Ейск, Азов, Кавказ и Заречная снизился на 10-15%. Новороссийский и Туапсинский морские порты, а также железнодорожная инфраструктура на подходе к ним работает на пределе своих возможностей. В то же время малые порты в прошлом году были загружены только на 43% перерабатывающих мощностей, ежемесячный резерв которых составил 16 тыс. вагонов.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов на прошедшем в Краснодаре Северо-Кавказском межрегиональном координационном совете отметил, что необходимо собрать и представить правительству согласованное со всеми участниками перевозочного процесса и местными властями мнение по развитию железнодорожной отрасли. По его словам, дефицита вагонов нет. Только в прошлом году общий парк увеличился на 68 тыс. вагонов, достигнув 1,1 млн. Однако используется он нерационально. Доходит до того, что единовременно на сети простаивают до 300 поездов. Эта проблема характерна для дорог Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

"В январе простаивало более 500 поездов, адресованных в порты Азово-Черноморского бассейна, - рассказал начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Голоскоков. - Причины разные. Неравномерная отгрузка, превышающая перерабатывающие способности портов. Порты не в полной мере обеспечивают выгрузку из-за несвоевременного подвода судов, отсутствия всепогодных технических средств".

По мнению Владимира Голоскокова, решением проблемы может стать переход на единую систему планирования работы железной дороги и морского транспорта.

Кроме того, необходимо объединить имеющиеся ресурсы грузовладельцев, железнодорожников и портовиков в одну информационно-логистическую систему с автоматическим контролем перевозочного процесса.

Управляющий директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" Владимир Герасименко сказал, что иногда в порт вагоны приходят раньше документов на них. Результат - затаривание территории.

Начальник Приволжской дороги Александр Храпатый отметил, что проблема "брошенных" поездов не только в нерациональном использовании подвижного состава. "Они занимают инфраструктуру, снижая и без того ограниченные пропускные способности. При этом грузоотправители вновь подают заявки на февраль и март на перевозку в перегруженные порты Новороссийска и Туапсе, вместо того чтобы переадресовать их", - сказал он.

Идею создания единых логистических центров поддержал заместитель главы администрации Краснодарского края Вадим Лукоянов. "У нас была похожая проблема с автотранспортниками, - рассказал он. - И создание центра помогло ее решить. Но необходимо также мотивировать бизнес. Считаю, что надо поднимать вопрос об увеличении штрафов за использование "брошенных" поездов как складов на колесах".

По мнению начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, необходимо на базе уже существующих центров создать совместные предприятия по логистическому управлению с участием железной дороги, морских портов, стивидорных компаний, крупных промышленных и добывающих фирм.

"Мы крайне заинтересованы в улучшении взаимодействия и планирования, - поддержал вице-президент по развитию и коммерции группы компаний "Новороссийский морской торговый порт" Радо Антолович. - В этом году мы планируем погрузить 96 млн тонн. Из них около 36 млн тонн поступят по железной дороге. Для нас было бы предпочтительнее получать все грузы поездами. Это более эффективно, экономически выгодно".

По итогам совещания принято предложение о том, чтобы ОАО "РЖД" обратилось в Минтранс с проектом совмещения систем планирования перевозок на железнодорожном и морском транспорте.

Кроме того, будут рассмотрены пути создания единой информационно-логистической управляющей системы с функцией автоматического контроля перевозочного процесса для грузовладельцев, железнодорожников и портовиков. Администрации Краснодарского края предложено оказать поддержку логистическим компаниям по включению в сферу их интересов схем работы через малые порты.

"Создание мощного логистического центра для региона, где имеется крупнейший транспортный кластер, необходимо. Наши технологии позволяют отслеживать нахождение любого вагона с грузом, но для эффективного управления нужно объединить наши сведения с информацией партнеров. Мы ничего не предлагаем в интересах только железных дорог - уверен, если вагон будет ориентирован на меньший простой, то это будет важно для всех", - подытожил Вадим Морозов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.02.12Пробьют "пробки"