24-11-23 / 2023
Новости отрасли
Метанольные страдания

Основным средством транспортировки метанола в РФ традиционно являлись прежде всего железнодорожные цистерны. Казалось бы, для развития данного сегмента есть все условия. Но на сети тем не менее не смогли реализовать сложившийся потенциал.

Цистерны – куда они держат путь на сети Лишь небольшие объемы грузили на автотранспорт или отправляли в танк-контейнерах. Попытки расширения за счет этого рынка, несмотря, например, на предложения операторов танк-контейнеров на выгодных условиях, не получили особого распространения. По данным аналитиков Argus, это связано с особенностями рынка сбыта. На споте их закупают мало – в основном поставки идут по долгосрочным контрактам. При этом к таре согласно обновленным международным стандартам предъявляются особые требования – после серии инцидентов в ЕС. Неслучайно новые цистерны для метанола после ужесточения стандартов подорожали. Причем на РЖД перевозка метанола в неспециализированных цистернах запрещена. Предъявляются и особые требования при очистке цистерн, если в них перевозили не только метанол. Соответственно, предъявляются и повышенные требования к танк-контейнерам, что снижает привлекательность перевозок – с точки зрения как технологической, так и финансовой стороны, о чем говорят сами экспортеры. Основная задача, которая поставлена правительством в рамках господдержки отрасли, – во-первых, найти дополнительные резервы внутри РФ, позволяющие компенсировать производителям те потери от экспорта, которые они не смогут возместить в рамках диверсификации продаж на мировых рынках. Ведь ключевые потребители метанола – западные страны. Азиатские рынки еще только разворачивают свои экономики в сторону увеличения потребления метанола. Соответственно, во-вторых, в правительстве намерены содействовать наращиванию экспортного потока метанола на восток. "Здесь мы будем искать способы сделать менее критичными те проблемы, которые создают экспортерам метанола на сети РЖД. При министерстве создана рабочая группа. Это будет одним из направлений ее работы", – отметил представитель Минпромторга. Другим направлением, по его словам, станет поиск возможностей для увеличения потребления метанола на РЖД и на флоте – в качестве бункерного топлива.

В чем проблема?

Однако не все оказалось так просто, как казалось на первый взгляд. "РЖД-Партнер" провел свои исследования. Они подтвердили, что у клиентов возникли сложности с логистикой, в основе которой – железно дорожные транспортировки в цистернах. Если говорить об экспорте, то ранее все они были с перевалкой в морских портах. Однако конфигурация морской логистики в 2023 году изменилась. До этого из цепочек поставок уже отпала Одесса, а сейчас практически прекратились поставки через Силламяэ: на данный момент терминал в эстонском порту – в нерабочем состоянии и ожидает перепрофилирования.

В РФ традиционно небольшие поставки осуществлялись на юге через Темрюк и Кавказ. Сейчас они прибавили в оборотах. Однако данный маршрут, по оценкам экспертов, является нерентабельным для отправок метанола в азиатские страны. Экзотической выглядит также идея отправок туда метанола в танкконтейнерах через морские порты северо-запада РФ. Это возможно технологически, но финансовая составляющая выглядит удручающе. Своего рода исключением из правила на Балтике является Котка-Хамина. Однако сейчас это рискованная схема для поставок в российских цистернах. Проекты комплексов по перевалке метанола ранее имелись в портах Усть-Луга и Высоцк. Правда, пока об их судьбе инвесторы не говорят. Свободные причалы на данный момент отведены под перевалку угля и СПГ.

Остается еще вариант транспортировки морем через новый дальневосточный комплекс ООО "Восточный нефтехимический терминал". На двух причалах возможна перевалка 1 млн т метанола. Однако сложно ожидать его выхода на заявленную мощность из-за сложностей на РЖД: в сегменте цистерн ощущается конкуренция с нефтепродуктами за пропускную способность Восточного полигона. Есть попытки увеличения отправок и сжиженных газов. Небольшим группам цистерн с метанолом сложно пробиться на восток. По этой же причине пробуксовывает проект создания комплекса в порту Козьмино. Узкие места Возможности железнодорожных погранпереходов также ограниченны. На востоке цистернам и танкконтейнерам с метанолом приходится опять-таки конкурировать за провозные способности с грузами в обычных контейнерах и сжиженным газом. Фактически метанол пропускают через Забайкальск. Недавно появились возможности пропускать СУГ в Китай через Монголию. Теоретически здесь возможно организовать и железнодорожный переход для метанола.

Определенные возможности есть также для вывоза метанола автотранспортом. Ранее такие перевозки осуществлялись через Белоруссию и Польшу. Сейчас данный маршрут выглядит рискованным. Остается надеяться на автомобильные погранпереходы на востоке.

Теоретически метанол можно вывозить по реке. Вот только о водных перевозках экспортеры молчат. Известно лишь, что некоторые из них располагают возможностями для организации подобных маршрутов. Косвенно на это также указывали проекты, анонсированные ранее в связи со строительством ряда внутренних терминалов для метанола. Правда, в указанных случаях маршруты экспортных поставок не уточнялись. Как видим, основным видом перевозок метанола внутри РФ являются именно РЖД. За 8 месяцев текущего года экспорт метанола из РФ по сети снизился, по оценкам экспертов, до 0,9 млн т – на 13% по сравнению с прошлым годом. А если прибавить к этому доставки на автотранспорте и в танк-контейнерах, то снижение составило не менее 15%.

Практически все месяцы железнодорожные перевозки в 2023 году оставались в минусе – за исключением мая, когда у экспортеров оставался небольшой лаг по времени до вступления в силу очередного пакета санкций. И все они постарались по максимуму организовать поставки по старым контрактам.

Наиболее провальным для экспортеров стал август 2023 года, когда спад составил, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", около 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, по итогам текущего года перевозки метанола по РЖД могут уменьшиться на 20% по сравнению с 2022-м. Некоторые улучшения ожидаются в связи с прибавкой перевозок внутри РФ, которые были отмечены с сентября текущего года. Но они не могут в полной мере компенсировать провал по экспорту, который в начале осени нашел свой максимум.

Из всего ранее сказанного можно сделать вывод, что плечо отправок по сети цистерн с метанолом в 2023 году увеличилось, а их оборот ухудшился – по ряду причин. В том числе из-за простоев цистерн на станциях выгрузки и сухопутных погранпереходов. Кроме того, как сообщили представители производителей в рамках XVIII Международной конференции "2023 метанол", на сети проявились и другие сложности. В частности, по крайней мере два крупных экспортера посетовали на нехватку локомотивной тяги и дефицит локомотивных бригад. Из общения с машинистами выяснилось, что им изменили систему KPI, и это снизило стимулы для перевыполнения норм. Подобными мерами, очевидно, на железных дорогах стали бороться со сверхурочными, которые у локомотивных бригад в последнее время выросли. А поскольку увеличились переработки, то это внесло коррективы в графики выхода на работу. Образовались локальные дефициты локомотивных бригад. Теперь отправителям цистерн с метанолом приходится сталкиваться с тем, что машиниста на маневровом тепловозе или нет, или он не выводит груженый подвижной состав на сортировку, если это не вписывается в график и приведет к переработке. Иными словами, маневровый тепловоз может оказаться и на ходу, но машинист будет не заинтересован в выходе в рейс до плановой пересменки локомотивных бригад.

Увеличился оборот метанольных цистерн и на внутренних маршрутах. Если ранее клиенты довольствовались собственным парком метанольных цистерн, то теперь отправители стали искать их и на споте. А там их мало. Поэтому, как это ни покажется парадоксальным, цистерны для метанола, несмотря на снижение погрузки, оказались на споте в дефиците. По данным исследования "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит журнал "РЖД-Партнер", их рабочий парк – 1934 ед. (в том числе модели: 15-1010Т, 15-1240-01, 15-1443-11, 15-454-11, 15-1572, 15-1610, 15-1610-02). Количество списания цистерн для метанола в 2023 году – 25 ед. Покупки – больше. Ранее парк можно было считать достаточным. А сегодня клиентам собирать цистерны в лоты приходится с трудом.

Если ранее ставка аренды цистерн для метанола держалась на отметке, превышающей уровень для других типов цистерн – не ниже 2100 руб./сут., то сейчас верхняя граница коридора ставок ушла вверх. Если же и удается найти подвижной состав по относительно недорогой ставке аренды, то в конечном итоге цена все равно будет подкручена. В частности, за счет дополнительных надбавок при подсыле или штрафов, поскольку цистерны для метанола задерживаются как на путях необщего пользования, так и в зоне ответственности ОАО "РЖД".

Эхо локальных дефицитов в августе ретранслировалось и на стоимости подвижного состава. Новые цистерны для метанола подорожали в июле – августе 2023 года по сравнению с январем 2023-го на 4-22% (в зависимости от вместимости). Аналогичная картина, кстати, наблюдалась и с цистернами для СУГ – по схожим причинам. Казалось бы, речь идет о небольших сегментах железнодорожного рынка. Но в них, как в зеркале, отражаются общие проблемы для сети РЖД.

Ниши для экспорта метанола сузились из-за санкций. В результате в цепочках поставок был зафиксирован сбой. И теперь логистике предстоит глубокая трансформация

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер24.11.2023