11-09-18 / 2018
Новости отрасли
Металлургов и химиков зовут в дорогу

Им предложили вложиться в мегастройки ОАО РЖД

Государство может привлечь крупные частные компании из "списка Белоусова" и их бенефициаров к софинансированию высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань и моста на Сахалин общей стоимостью свыше 2 трлн руб. Пока эти проекты непривлекательны для бизнеса: по финансовым моделям у ВСМ выходит отрицательный NPV, а мост на Сахалин будет окупаться 36 лет. Надо, чтобы государство обеспечило рыночные инструменты участия в подобных проектах именно собственникам, поскольку для самих компаний инвестиции все равно будут непрофильными, считают аналитики.

ОАО РЖД видит в качестве объекта инвестирования для компаний из "списка Белоусова" ВСМ и мост на Сахалин. Об этом 11 сентября сообщил первый заместитель главы монополии Александр Мишарин, уточнив, что ОАО РЖД само предложило эти проекты. "Список Белоусова" - крупные частные горно-металлургические и химические компании, часть их прибыли помощник президента Андрей Белоусов летом предлагал перенаправить на исполнение майских указов Владимира Путина. Инициатива переродилась в рабочую группу для обсуждения "взноса" компаний в важные для экономики проекты ( см. "Ъ" от 25 августа ). Предполагалось, что госкомпании предложат крупному бизнесу инвестпроекты.

Профильный вице-премьер Максим Акимов поддержал господина Мишарина. "Эта идея достойна того, чтобы над ней очень хорошо поработать,- цитирует его ТАСС .- Мне кажется, там точно есть смысл". "Понятно, что ВСМ имеет очень большой пакет следствий для национальной экономики",- рассуждает господин Акимов. Это новые металл, тяга, энергетика, вычислительные мощности, "потому что это новая система управления движением". Но "важно, чтобы финансовая модель была привлекательной", добавил он.

Сейчас, как писал "Ъ" 3 сентября , финансовая модель ВСМ Москва-Казань стоимостью 1,69 трлн руб. непривлекательна без капитального гранта из бюджета в 700 млрд руб. и обладает отрицательной чистой приведенной стоимостью (NPV) - минус 641,9 млрд руб. Как говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией, на прошлой неделе комитет по стратегии совета директоров ОАО РЖД рассматривал вопрос и не согласовал ВСМ ни в полном варианте (Москва-Казань), ни в рамках участка Москва-Владимир. Финальное решение предложено принять правительству. Как говорит собеседник "Ъ", участвовавшие в обсуждении чиновники отмечали, что денег на грант нет. В аппарате господина Акимова "Ъ" подтвердили факт заседания комитета по ВСМ, но от комментариев отказались (в ОАО РЖД поступили так же).

Для перехода на Сахалин с мостом общей стоимостью 540,3 млрд руб. без НДС ОАО РЖД пока пытается привлечь частный капитал - в концессию по строительству моста, всей трассы либо трассы с угольным портом на Сахалине, который может образовать грузовую базу проекта ( см. "Ъ" от 21 августа ). Без порта, по расчетам ОАО РЖД, IRR проекта - 7,5%, окупаемость - 36 лет, NPV - 125,1 млрд руб.

Компании из "списка Белоусова" идею не комментируют. На первый взгляд финансовое участие в ВСМ выглядит неоднозначно, логичнее развивать инфраструктуру в регионах присутствия, считают большинство собеседников "Ъ" в компаниях списка. Так, ММК, РМК и ЧТПЗ вошли в капитал проектной компании для ВСМ Челябинск-Екатеринбург - ХП "Уральская скоростная магистраль". Один из собеседников "Ъ" отмечает, что мегапроекты могут дать мультипликативный эффект и обеспечить металлургов новыми заказами, другой замечает, что в обмен на участие в мегапроектах обсуждаются субсидии для частных инвесторов. Но строительство ветки от Эльгинского угольного месторождения к БАМу (321 км, инвестиции - $2 млрд) едва не привело к банкротству "Мечела", напоминал на встрече Андрея Белоусова с бизнесом 24 августа основной акционер компании Игорь Зюзин. Собеседники "Ъ" отмечают, что к мегапроектам предполагается привлекать и бенефициаров компаний.

Источники "Ъ" отмечают, что пока компании не видели список госпроектов, хотя сами они 6 сентября уже представили рабочей группе свои инвестпроекты на 6 трлн руб. По словам собеседников "Ъ", бизнес надеется, что их проекты будут учтены по максимуму, а участие в госпроектах будет добровольным и с элементом соревновательности: самые привлекательные достанутся первым заявившимся. Можно ли будет не участвовать в госпроектах, если компании и их акционеры докажут наличие масштабной инвестпрограммы в РФ, пока неясно. Попытки отказа уже есть: 11 сентября совладелец НОВАТЭКа и СИБУРа (входит в "список Белоусова") Леонид Михельсон заявил, что эти компании с многомиллиардными вложениями и планами и так вносят "достаточный вклад в инвестпрограмму России". Источники "Ъ" замечают, что еще нет критериев оценки инвестпривлекательности и отбора проектов, а 6 сентября предлагали нанять консультанта с рыночным опытом работы. На эту роль рассматривается в том числе ВЭБ, глава которого Игорь Шувалов входит в группу.

Андрей Лобазов из "Атона" считает принципиальным, будет ли участие в мегапроектах разделено между компаниями и их бенефициарами. "Если баланс компаний не будет нагружен непрофильными инвестициями, это станет хорошим знаком для инвесторов, а государству надо предложить бизнесменам рыночные механизмы участия, например инфраструктурные облигации",- говорит аналитик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ11.09.2018