08-05-15 / 2015
Новости отрасли
Металлурги против идеи включить в тариф расходы на ремонт вагонов в пути - газета

Некоммерческое партнерство "Русская сталь", объединяющее крупных металлургов, пожаловалось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ на предложения ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и ж/д операторов включить расходы на текущий отцепочный ремонт (ТОР) вагонов в пути в грузовой тариф, пишет в пятницу "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники.

По их словам, соответствующее письмо было направлено в ФАС в начале текущей недели. В партнерстве изданию подтвердили это. По словам исполнительного директора "Русской стали" Алексея Сентюрина, включение ТОР в тариф фактически переложит на грузоотправителей ответственность за содержание чужого имущества. В антимонопольной службе на запрос газеты не ответили.

Вопрос о необходимости контроля за расценками на ТОР обсуждается с 2010 г., и, по сути, речь идет о признании РЖД монополией и в этом сегменте: компания сама останавливает вагон в пути, если сочтет его неисправным, и направляет на ремонт. При этом перевозчик самостоятельно устанавливает и цены на эти услуги в подконтрольных ей предприятиях (по оценке участников рынка, в них ремонтируется около 90% всех вагонов). Именно РЖД решают, в какое депо везти вагон, отмечает газета (хотя в монополии уверяют, что везут вагон в депо, с которым у оператора заключен договор).

Участники рынка ранее отмечали, что объемы ТОР стабильно растут. При этом, как сообщили газете в АО "Первая грузовая компания" (актив Владимира Лисина), с марта монополия подняла расценки на 8,2-100% в зависимости от услуги, а, например, "устранение остроконечного наката гребня" подорожало на 3138%.

По данным издания, вопрос включения ТОР в тариф обсуждался 29 апреля у начальника управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Алексея Сакеева. Из протокола совещания следует, что у владельцев вагонов нет единой позиции. Совет операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупных собственников подвижного состава) выступает за включение в тариф лишь самых необходимых работ (например, подачи-уборки вагона), а контроль цен по замене деталей и устранению повреждений предлагает передать Федеральной службе по тарифам (ФСТ) РФ. Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава и Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (объединяют мелких и средних игроков), напротив, хотят зафиксировать в тарифе все услуги в рамках ТОР.

Кроме того, рынок беспокоит отсутствие контроля за ТОР. Так, источник издания среди ж/д операторов утверждает, что РЖД отцепляют вагоны даже в хорошем техническом состоянии. "Проверить то, что вагон действительно нуждается в ремонте, практически невозможно", - отметил он. По данным ООО "Трансойл" (в парке около 40 тыс. цистерн средним возрастом 14 лет), в 2014 г. в ТОР направили 27 тыс. его вагонов, что обошлось более чем в 1 млрд руб. Другой собеседник газеты заявил, что у РЖД есть даже план на год по числу отцепок. Опрошенные "Коммерсантом" операторы признаются, что сейчас вопрос о государственном регулировании ТОР вновь актуален не только из-за роста цен, но и в связи с падением доходности вагонов. За два года эта услуга подорожала на 60%, а доходность полувагона сократилась с 1,5-1,3 тыс. руб. в сутки в 2012 г. до 450 руб. в 2015 г.

В РЖД не изданию стали комментировать эту тему, отметив, что не считают себя монополистом в сегменте, поскольку на рынке есть и частные ремонтные компании. Так же ответили газете и в ФСТ. Источник, знакомый с позицией службы, пояснил, что ведомство не устраивает, что при включении ТОР в тариф стоимость этой услуги размоется между всеми операторами, а собственникам нового парка придется платить за ремонт старых вагонов. В министерстве транспорта РФ на запрос не ответили.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.05.2015