16-03-16 / 2016
Новости отрасли
Металлурги предупреждают Дворковича о негативных последствиях консолидации полувагонов в РФ

Некоммерческое партнерство "Русская сталь" призывает проанализировать последствия передачи полувагонов государственных лизинговых компаний под управление "дочки" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК) или ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК).

Позиция объединения "в связи с активным обсуждением в правительстве РФ нового плана по консолидации парка универсального подвижного состава" отражена на его сайте. Металлурги опасаются монополизации рынка по предоставлению вагонов под погрузку и в аренду. "Считаем необходимым привлечь Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин к анализу последствий", - отмечает "Русская сталь".

"Консолидация вагонного парка лизинговых компаний под управлением одной из государственных структур (ФГК, ГТЛК) приведет к появлению на рынке крупнейшего игрока с прогнозируемой долей рынка около 35%. Для обслуживания значительных лизинговых платежей новая компания будет вынуждена поднять арендные ставки до 800 руб. за вагон в сутки и выше (при действующей ставке 450-500 руб.), то есть почти в 2 раза. Оставшийся рынок незамедлительно скорректирует свои предложения до этого уровня", - считает партнерство.

Ряд отраслевых экспертов рассматривают такую консолидация как один из возможных вариантов поддержки государственных компаний, в том числе "ВЭБ-лизинга" и "ТрансФин-М", отмечает "Русская сталь". "Но в этом случае проблемы лизинговых компаний, связанные с недальновидной инвестиционной политикой и неэффективным управлением парком подвижного состава со стороны операторов, ложатся на плечи грузоотправителей и других участников рынка", - подчеркивают ее участники.

Также отмечается, что рост вагонной составляющей отрицательно скажется на финансовых результатах РЖД: из-за роста общей стоимости транспортировки грузоотправители будут чаще обращаться к ж/д монополии за получением тарифных скидок. "Можно предположить, что общий рост ставок приведет к оттоку части грузов на автомобильный транспорт", - пишут металлурги. Кроме того, по их мнению, при резком росте арендной ставки может наступить ситуация, когда "грузовладельцу станет выгоднее снова создавать собственный парк".

"Русская сталь" подчеркивает, что вагонный рынок сейчас переживает "естественные рыночные процессы, адаптируясь под существующие реалии". Вмешательство же государственных компаний может полностью уничтожить здоровую конкурентную среду, сформировавшуюся в этом сегменте в течение последних лет в результате проведенных реформ.

"ФГК уже не раз участвовала в схемах по консолидации парка (вагонов - ИФ), но ни одна не принесла результатов. В настоящее время на рынке идет масштабный процесс списания старого подвижного состава. Это естественным образом приведет к сокращению профицита в 2016-2017 гг. и рыночному увеличению ставок аренды без вмешательства государства. Дополнительный "разогрев" рынка путем создания крупнейшего игрока на нерыночных условиях может дестабилизировать ситуацию и привести к плохо прогнозируемым негативным последствиям", - отмечает объединение.

В последние годы резко возросшие закупки подвижного состава привели к насыщению рынка и снижению ставки аренды вагонов, что, в свою очередь, привело к трудностям по обслуживанию лизинговых платежей со стороны операторов, банкротству части из них и передаче вагонного парка обратно в лизинговые компании, напоминает партнерство.

Фактически опубликованное заявление повторяет текст письма исполнительного директора "Русской стали" Алексея Сентюрина вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу. Документ, с копией которого ознакомился "Интерфакс", датирован 15 марта.

"Русская сталь" была учреждена крупнейшими производителями металлургической продукции в РФ "для координации усилий" по защите интересов участников отрасли и реализации совместных проектов, не носящих коммерческого характера. Сейчас партнерство объединяет отечественных производителей 98% чугуна, около 90% стали, примерно 60% труб, а также значительную долю сырья для металлургической промышленности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.03.2016