02-09-10 / 2010
Новости отрасли
Металлурги переориентируют поставки продукции с внешних рынков на внутренний

Объёмы железнодорожных перевозок чёрных металлов на экспорт в августе этого года на 24% ниже того же месяца прошлого года. При этом объёмы производства у самих металлургов практически не снижались – во многом план погрузки ОАО «РЖД» на август удалось выполнить благодаря оживлению на внутреннем рынке. Внутрироссийские перевозки чермета в августе увеличились на 22%, кроме того, выросли отгрузки лома чёрных металлов. При этом эксперты говорят о 5–15-процентном резерве производственных мощностей, который есть у многих меткомбинатов и который к осени будет использован. На протяжении всего августа объемы перевозок черных металлов заметно менялись: в основном убывала доля экспорта, но росла доля внутрироссийских перевозок. Однако при этом общие показатели перевозок чермета все время росли. За семь месяцев отгрузка увеличилась на 17,3%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года (почти 50 млн. тонн). То есть, несмотря на ослабление позиций металлургических компаний на международном рынке, внутренний рост промышленности позволил компании "РЖД" выполнить план. Но в то же время расслабляться, разумеется, не стоит. Если сравнить нынешние показатели с тем, что происходило в 2008 году, объемы перевозок чермета по сети РЖД ниже на 18%. Общее отставание от докризисных показателей составляет сейчас 12%.

Сами участники рынка также констатируют рост потребления на внутреннем рынке. Об этом, например, говорят в ММК. "Сейчас идет снижение экспорта, больше продукции на внутренний рынок грузится. Это связано с ценами. Внутренний рынок более выгоден, и потребление лучше на внутреннем рынке, чем за рубежом", - говорит специалист транспортного отдела бюро западного и восточного направления Магнитки Сергей Ермолаев. На Нижнетагильском меткомбинате отмечают аналогичную тенденцию. "Действительно у нас выросли поставки на внутренний рынок. Видимо, после того спада, который был в период жесткого развития кризиса. Какое-то движение появилось в отраслях, связанных с металлопотреблением: строительной, машиностроительной", - отметил директор по транспорту НТМК Владимир Павлюхович.

В компании "Мечел" также подтвердили рост поставок, но только определенного вида продукции: "У нас сильных изменений не произошло. Чуть больше на внутренний рынок стали реализовывать высококачественной конечной металлопродукции, но о радикальных изменениях тут говорить не стоит", - пояснил директор департамента внешних связей компании Александр Толкач. Он также отметил, что такой вид продукции, как арматура, например, всегда лучше продается в России, а если ситуация в Европе изменится, компании не составит труда перебросить туда поставки.

А вот на Западно-Сибирском меткомбинате не почувствовали разницу между поставками на внутренний рынок и на экспорт. "Какая была ситуация в процентном соотношении - 50 на 50, такая и остается", - рассказал исполняющий обязанности начальника отдела по сбыту комбината Владимир Титов. По его словам, летом в структуре сбыта не произошло никаких существенных изменений. Предприятие отгружает примерно одинаковое количество металлопродукции в адрес зарубежных и российских потребителей.

Точно так же не изменилась ситуация и на Новолипецком меткомбинате. Правда, соотношение между экспортными и внутренними поставками находится на другом уровне: 65% к 35% в пользу экспортных отгрузок. Источник в этой компании рассказал, что основное предприятие - Новолипецкий меткомбинат загружен на 100% и в среднем ежемесячно отгружает на экспорт по 500 тыс. тонн металлопродукции. На внутренний рынок каждый месяц реализуется в среднем по 180 тыс. тонн. "Предприятие работает стабильно, и никаких колебаний в объемах поставок мы не ощущаем", - рассказал собеседник в НЛМК.

Эксперты прогнозируют рост объемов производства осенью и говорят о возможном увеличении цен на металлы. Дмитрий Смолин из "Уралсиба" отмечает, в частности, что увеличение цен на экспорт, в основном на плоский прокат, на 5 -10% уже произошло. Магнитка подняла цену на горячекатаный металл до $610. И остальные производители также подняли примерно на $30-50 цены на экспортную сталь", - говорит эксперт. По его же мнению, рост цен на металлопродукцию в сентябре - ожидаемый процесс. "Частично это вызвано сезонными факторами, но свою лепту вносит и Китай. Там после трех месяцев снижения спроса и производства стали в августе вновь началось восстановление внутреннего спроса. Производство за первые 10 дней выросло на 5% и снизились существенные запасы стали. В КНР начали расти внутренние цены на сталь", - подчеркивает Дмитрий Смолин. Он также вспоминает коррекцию цен в мае, которая началась с падения цен в Китае. Чуть позже эта тенденция стала характерной и для России, и для Украины, и для других регионов, которые традиционно являются экспортерами стали. При этом практически у всех российских предприятий есть резерв мощностей. Только "Мечел" и НЛМК, по словам Дмитрия Смолина, загружены на 100%. "Летом была коррекция. В июне производство просело примерно на 10%, и после окончания сезона отпусков в Европе, после окончания праздника Рамадан на Ближнем Востоке экспортное направление, думаю, восстановится, объемы производства вырастут в целом на 10%", - прогнозирует представитель "Уралсиба". Рост можно ожидать у ММК, который до сих пор работает с загрузкой мощностей всего лишь на 81%. Также не на полную мощность работают предприятия "Северстали" - 85%. Объем выпуска продукции предприятий "Евраза" летом также были снижен, и частично это связано с тем, что на них производились ремонтные работы. "Многие летом, в период небольшого затишья, предпочитают ремонтировать доменные печи, прокатные цеха. Это запланированные работы, и они обычно длятся 30-40 дней", - поясняет Дмитрий Смолин. По словам первого заместителя гендиректора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергея Колесникова, в августе падение экспортных перевозок черных металлов составило 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом, судя по резерву мощностей, которые есть сегодня у многих металлургических предприятий, и прогнозам экспертов о росте цен на металлы, РЖД стоит ожидать этой осенью увеличения объемов перевозок черного металла. В прошлом году ситуация складывалась похожим образом: зимнее и весеннее увеличение, летнее затишье и осенний бум металлургических перевозок. Тогда, напомним, речь шла о сотнях брошенных поездов на подъездах к морским портам. Проблемы с выгрузкой возникают уже сейчас. В частности, на Дальневосточной дороге скопилось 32 брошенных поезда с различными видами грузов, а в целом по сети 134. РЖД уже не раз за это лето вводили ограничения на погрузку, в частности, на металлы с Южно-Уральской дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.09.10Железное будущее