17-02-16 / 2016
Новости отрасли
Металлурги допускают полную отмену экспортной ж/д надбавки на свою продукцию

В правительстве РФ согласились рассмотреть возможность полной отмены экспортной надбавки ОАО "Российские железные дороги" к установленным государством ж/д тарифам на перевозку металлопродукции, пишет в среду "Коммерсантъ".

"Эту тему подняли на совещании с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем металлурги, которые опасаются, что не смогут сохранить экспортные объемы в 2016 г., а значит, лишатся права на отмену надбавки по действующим условиям монополии", - отмечает издание. Отраслевое совещание вице-премьер провел в Магнитогорске 12 февраля.

Там А.Дворкович пообещал металлургам "серьезно проработать вопрос" о возможности отмены экспортной надбавки в 13,4%, сообщили источники газеты, близкие к разным участникам совещания. По их словам, эта тема была одной из основных на встрече: ежегодно из РФ экспортируется 25-28 млн тонн стального проката при производстве 60-65 млн тонн, а доля транспортных расходов в себестоимости металлургов выросла в 2015 г. с 10% до 15%.

Ряд металлургов восприняли слова А.Дворковича как обещание отменить надбавку, отмечает "Коммерсантъ". Но "категоричности" со стороны вице-премьера не было, возражают еще два источника издания, участвовавшие в совещании. В сообщении правительства говорится, что оно вместе с металлургами "будет работать с инфраструктурными монополиями над согласованием долгосрочных взаимовыгодных правил взаимодействия". "Скорее вице-премьер услышал просьбы металлургов в том, что любые движения в рамках тарифного коридора должны контролироваться Федеральной антимонопольной службой РФ и Советом потребителей услуг РЖД", - считает один из собеседников издания.

Представители вице-премьера, металлургических компаний и РЖД отказались от комментариев газете. В ФАС "Коммерсанту" сказали, что сейчас "сохранение объемов погрузки - наиболее важная задача для РЖД", но при этом применение скидки не должно приводить к убыткам монополии. "Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения", - отметили в ведомстве. Источник издания, знакомый с дискуссией сторон, говорит, что "звучит множество различных предложений". Так, Минэкономразвития предлагало ввести мораторий на наценку внутри тарифного коридора, но ФАС считает, что тогда придется пересматривать финансовый план монополии.

Экспортная надбавка к ж/д тарифам была установлена РЖД в начале 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В дальнейшем она была снижена только для угля. С января 2016 г. "Российские железные дороги" отменили экспортную надбавку и на перевозку металлов, но только на I квартал и добавив условие, что скидка действует только при перевозке объемов не менее, чем в 2015 г.

Металлурги апеллируют к тому, что удержать объемы экспорта на уровне 2015 г. при росте защитных расследований и импортных пошлин на их традиционных зарубежных рынках будет проблематично, отмечают источники газеты. Обсуждается идея ориентироваться на общий объем перевозок металлопродукции по железной дороге: если какие-то объемы будут перенаправлены с экспорта на внутренний рынок, а не просто уйдут с сети РЖД, логично отменять надбавку и, возможно, давать скидку для перевозок по РФ, говорит источник издания среди сталеваров. Но с учетом прогнозируемого падения внутреннего спроса на сталь в 2016 г. на 10%, до 37 млн тонн (и соответствующего падения по перевозке сырья), и здесь стороны пока не могут договориться о базе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.02.2016