02-11-16 / 2016
Новости отрасли
Металлоинвест хочет ж/д скидок по ЖРС и отмены экспортных надбавок, обратился к Медведеву - источник

"Металлоинвест" рассчитывает на отмену в 2017 году 13,4%-ной надбавки ОАО "Российские железные дороги" к тарифам на экспортные перевозки железной руды и черных металлов, а также 25%-ной скидки от монополии на транспортировку железорудного сырья (ЖРС) АО "Лебединский ГОК" и ПАО "Михайловский ГОК" (MOEX: MGOK) в направлении Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД).

Рассмотреть возможность таких преференций председатель совета директоров группы Иван Стрешинский попросил премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с соответствующим письмом.

В нем топ-менеджер ссылается на то, что в 2014-2015 гг. цены на железную руду и продукцию черной металлургии как в РФ, так и на внешних рынках резко снизились, при этом сократился внутренний спрос, и выросли железнодорожные тарифы. В результате сейчас производство части продукции группы - железорудного концентрата, чугуна - находится на грани рентабельности, а это уже в ближайшей перспективе может негативно отразиться на занятости жителей тех городов, где находятся горнодобывающие и металлургические активы "Металлоинвеста".

По словам собеседника агентства, И.Стрешинский подчеркивает в письме, что даже при сокращении собственных производственных затрат компании сохранить присутствие на международных рынках невозможно без снижения транспортных издержек. Расходы на ж/д перевозки при поставках ЖРС в Японию и Китай, например, составляют 35-50% от стоимости этого сырья, пишет глава совета директоров "Металлоинвеста", отмечая в этой связи важность государственной поддержки экспортного потенциала группы.

Сохранить объемы перевозок железной руды и чугуна "Металлоинвесту" может позволить только отказ от экспортных надбавок на транспортировку железорудного сырья, заявляет И.Стрешинский. При этом, по словам топ-менеджера, компания сейчас рассматривает возможность увеличить поставки ЖРС с Лебединского и Михайловского ГОКов на металлургические предприятия Урала ("Мечела", "Магнитогорского металлургического комбината", "Уральской стали") при условии тарифных скидок.

Экспортные надбавки РЖД к установленным железнодорожным тарифам начали действовать с января 2015 г. - тогда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В итоге монополия воспользовалась правом повысить ставки в рамках "ценового коридора" по верхней его границе. Почти сразу они были снижены до 1,3% по углю (хотя недавно на фоне роста мировых цен на него монополия вернула надбавки на уровень 13,4%). Между тем, существующая нормативная база предусматривает действие таких решений в течение двух лет, поэтому в конце января 2017 г. надбавки перестанут применяться автоматически, если государство не примет продляющих решений.

Право варьировать стоимость своих услуг в рамках "ценового коридора" (от "минус 12,8%" до "плюс 13,4%" к действующим ставкам, установленным государственным регулятором) "Российские железные дороги" имеют с 2013 г. Позднее правление Федеральной антимонопольной службы РФ утвердило решение сместить нижнюю границу "коридора" от "минус 25%" (для низкодоходных грузов I тарифного класса - на расстояние до 3 тыс. км, для грузов II и III тарифного классов - без ограничения по дальности транспортировки) до "плюс 12,8%".

При этом, как заявлял глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев, в правительстве РФ будет обсуждаться идея опустить нижнюю границу тарифного коридора до "минус 50%". До этого ведомство предложило кабинету министров сделать это по грузам II и III тарифных классов, создав условия для привлечения грузов на железную дорогу в условиях волатильности мировых цен на сырьевые товары ФАС.

Еще одним барьером И.Стрешинский в своем письме называет "ограниченность доступа к инфраструктуре морских портов", добавил собеседник "Интерфакса". В большинстве морских портов тарифы стивидоров продолжают устанавливаться в валюте, что значительно увеличивает рублевую стоимость услуг, хотя еще год назад на комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК президент РФ Владимир Путин поставил задачу прекратить внутренние расчеты на услуги в морских портах в валюте, напомнил топ-менеджер. В связи с этим он также попросил Д.Медведева, чтобы ФАС и министерство транспорта РФ обеспечили выполнение президентских поручений.

Все предложенные меры, по мнению И.Стрешинского, позволят усилить экспортный потенциал продукции группы и увеличить общий объем внутренних перевозок. По словам собеседника агентства, глава правительства еще в середине октября поручил министерству экономического развития РФ, ФАС, Минтрансу и РЖД проработать указанные в письме вопросы и представить предложения.

Холдинг "Металлоинвест" - крупнейший производитель железной руды в РФ и СНГ, объединяет Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, Оскольский электрометаллургический комбинат и меткомбинат "Уральская сталь". Крупнейшим бенефициаром холдинга является бизнесмен Алишер Усманов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.11.2016