27-01-23 / 2023
Компания в СМИ
Металлам не хватило спроса

Отечественными металлургами в свое время было затрачено много сил, чтобы закрепиться на этом конкурентном, но премиальном рынке. И, в отличие от нефти, перенаправить экспорт стали в Восточную Азию не так просто. Тем более риски, связанные с волатильностью спроса на металлопродукцию в странах этого региона, остаются высокими.

Погрузка черных металлов на сети РЖД в прошлом году составила 66,2 млн т, сократившись к 2021-му почти на 3 млн т. Спад мог быть глубже, если бы не хороший задел I квартала. Постепенное снижение отправок металлопродукции началось с апреля, но только по итогам 9 месяцев погрузка оказалась в красной зоне, тогда как по многим другим массовым номенклатурам она давно уже была в минусе.

Помимо санкций, падение перевозок металлов связано с другими внешнеэкономическими факторами. В I половине 2022 года наблюдался низкий спрос на фоне опасений по поводу ослабления мировой экономики и сохраняющихся проблем в глобальных цепочках поставок, трансформация которых пришлась на период выхода из пандемии. В то же время, как свидетельствовали в "Евразе", в Китае преобладал медвежий настрой, продиктованный продлением ограничений, связанных с COVID-19, сокращением маржинальности производителей стальной продукции и ростом складских запасов. Это вело к откату цен на сталь с еще недавних высоких уровней на всех ключевых рынках.

Действительно, в текущей ситуации пострадали в основном производители стали. По словам аналитика "Финама" Алексея Калачева, их продукцию в серьезном объеме затронуло эмбарго, при этом оказался волатильным внутренний спрос, в том числе после ухода из РФ зарубежных машиностроительных брендов. Среди других неблагоприятных факторов – выросшая налоговая нагрузка на отрасль, укрепившийся курс рубля, который держался большую часть года.

Впрочем, внутренний рынок все же отчасти помог российским металлургам заместить выпавшие объемы продаж. Во всяком случае спрос был достаточным для технологически приемлемого поддержания загрузки заводских мощностей.

Если обратиться к железнодорожной статистике, то экспорт металлов по итогам 2022 года упал почти на 20% (до 23,8 млн т), а погрузка в целом – на 4,3%.

"Сужение экспортных возможностей привело к переориентации отгрузок на внутренний рынок, которые в связи с этим выросли примерно на 6,7%, но лишь частично компенсировали потери российских металлургов", – комментирует генеральный директор группы Globaltrans Валерий Шпаков.

В II половине года промышленность начала адаптироваться к условиям работы в санкционном режиме, потребление черных металлов стало постепенно восстанавливаться. Положительное влияние на динамику перевозок оказал спрос со стороны строительной отрасли, РЖД, автомобилестроения, вырос объем госзаказов для оборонно-промышленного комплекса. В связи с перестройкой логистики грузоотправители увеличили объем поставок на дальневосточное направление для экспорта в азиатские страны. Росту интереса к Дальнему Востоку способствовала приостановка с 6 марта по 1 июля Правил недискриминационного доступа перевозчиков к сети РЖД, в результате чего у металлургических компаний появились дополнительные возможности транспортировки металлов по Восточному полигону. Однако с августа конъюнктура на дальневосточном направлении ухудшилась, резко снизились экспортные цены, а значительные дисконты при высоком курсе рубля сделали экспорт черных металлов нерентабельным. Дополнительную поддержку российским экспортерам оказывали страны СНГ. К концу года частичное восстановление спроса и цен позволило нарастить экспорт в страны Ближнего Востока, рассказал В. Шпаков. Эксперты полагают, что в 2023 году спад металлургического производства продолжится. Если не произойдет видимых улучшений, спрос на сталь сократится на 5-10%.

"Наибольший риск, на мой взгляд, сейчас наблюдается в строительстве жилья, продавцы будут сокращать количество проектов, чтобы сдерживать баланс спроса и предложения. На мировом рынке, главным образом в Юго-Восточной Азии, ситуация будет зависеть от спроса. Там нет признаков рецессии, хотя риски, связанные с волатильностью спроса, на мой взгляд, высокие", – заключает заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко.

Внутренний рынок отчасти помог российским металлургам заместить выпавшие объемы продаж. Если обратиться к железнодорожной статистике, то экспорт металлов по итогам 2022 г. упал почти на 20%, а в целом погрузка – на 4,3%

Источник Дата
РЖД-Партнер 27.01.2023