01-02-20 / 2020
Новости отрасли
Место для иностранца

Евгений Кравцов уволен с должности председателя правления АО "Укрзализныця" Кабинет министров Украины на заседании 29 января согласовал увольнение председателя правления АО "Укрзализныця" (УЗ) с занимаемой им должности. Новый глава УЗ будет выбран в ходе конкурса, о котором объявят в ближайшее время. Исполнять обязанности председателя правления станет член правления компании Желько Марчек.

Расставание с компенсацией

Сначала наблюдательный совет УЗ согласовал увольнение Евгения Кравцова с занимаемой должности и передал документы в кабинет министров. Правительство утвердило это решение.

Как рассказал на своей странице в Facebook Евгений Кравцов, результаты его работы устраивали наблюдательный совет УЗ и формальных причин для увольнения не было.

"Несколько последних месяцев наблюдательный совет УЗ рассматривал отчет моей работы в компании. Результат устроил все стороны. В 2019 году было несколько исторических рекордов, финансовых и в перевозках, реализованы масштабные инфраструктурные проекты, ну и подготовка к выходу на IPO как лакмусовая бумага успешных реформ. Таким образом, формальных оснований для моего увольнения у членов наблюдательного совета не нашлось", – рассказал господин Кравцов.

"Если говорить моим любимым юридическим языком, принято решение о досрочном расторжении контракта со стороны работодателя с соответствующей денежной компенсацией руководителю, – продолжает Евгений Кравцов. – Она не маленькая, скажу сразу. Но это решение акционера. Со своей стороны я был готов продолжить работу в транспортном секторе без денежных выплат по контракту".

Должность главы УЗ Евгений Кравцов занял в январе 2019 года (с августа 2017-го исполнял обязанности главы компании). Срок полномочий председателя правления АО "Укрзализныця" составляет три года. В связи с досрочным расторжением контракта Евгений Кравцов получит компенсацию в виде годовой зарплаты.

Согласно официальным данным Национального агентства по вопросам противодействия коррупции, заработная плата Евгения Кравцова в 2018 году составила 9,7 млн гривен ($390,3 тыс.).

Как заявил в ходе брифинга по итогам заседания кабмина премьер-министр Украины Алексей Гончарук, новый глава УЗ будет выбран в ходе конкурса, который планируется объявить в ближайшее время (детали его на текущий момент не раскрываются). Исполнять обязанности председателя правления АО "Укрзализныця" до завершения конкурса будет член правления государственной компании Желько Марчек.

Управленца поищут на Западе

В апреле 2016 года руководителем УЗ назначался польский специалист Войцех Балчун, который с 2008 по 2013 год занимал должность главы правления компании PKP Cargo (польский государственный железнодорожный оператор).

Однако чуть более чем через год – в августе 2017-го – он подал в отставку и покинул Украину, заявив: "Наибольший успех в том, что я выжил и вернулся". Причиной ухода Войцеха Балчуна называли затяжной конфликт с бывшим министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном. Последний регулярно заявлял, что реальные реформы, для которых приглашали польского специалиста, на железной дороге не происходят. Позже в Киеве его обвинили в недобросовестной работе и заявили, что господин Балчун сбежал из страны. Исполняющим обязанности главы УЗ тогда же назначили Евгения Кравцова.

Не только Украина на пространстве 1520 прибегает к услугам европейских топ-менеджеров. Так, в сентябре прошлого года генеральным директором АО "Пассажирские перевозки" (дочерняя компания АО "НК "Казахстан темир жолы") назначили немецкого специалиста Михаэля Кортюма, который ранее руководил производством в странах Ближнего Востока и Северной Германии в DB InternationalGmbH. Также он занимал должности генерального директора по восточному региону в DB Engineering&Consulting и главного исполнительного директора по восточному региону.

В ходе экономического форума в Давосе (Швейцария) 22 января Министерство инфраструктуры Украины и Deutsche Bahn AG (DB, государственный оператор железных дорог Германии) подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий помощь немецких специалистов в реформировании АО "Укрзализныця" (УЗ) на три отдельные компании.

Как заявил после подписания документа Алексей Гончарук, Украина заинтересована в том, чтобы передать железную дорогу в управление немцам.

"Да, мы хотим передать нашу железную дорогу в управление немцам на 10 лет. Уверен, что применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок на Украине.

После встречи с руководством Deutsche Bahn AG мы пришли к пониманию формата сотрудничества, а именно – Украина полностью сохранит за собой контроль над УЗ. Немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия. Поэтому сразу опровергаю все слухи: ни о какой продаже или аренде такого стратегически важного государственного объекта, как АО "Укрзализныця", речь не идет", - рассказал господин Гончарук.

Как пояснила "Гудку" руководитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштейн, немецкие специалисты будут консультировать и поддерживать УЗ в технических вопросах и вопросах управления. По ее словам, в начале февраля этого года стороны планируют заключить соглашение, в котором будут прописаны условия сотрудничества.

"У нас активно обсуждается сотрудничество с DB, – рассказал "Гудку" первый заместитель председателя профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Александр Мушенок. – Когда происходило объединение Германии, естественно, произошло и объединение оператора федеральных железных дорог ФРГ Deutsche Bundesbahn и германской государственной железной дороги ГДР Deutsche Reichsbahn. В результате объединения и реформы железной дороги ГДР ни один человек не был уволен принудительно, заработная плата железнодорожников Восточной Германии за 10 лет возросла в три раза, кроме того, в правление новообразованного Deutsche Bahn ввели представителя профсоюза. Если так будет реформироваться наша железная дорога, то мы поддержим это начинание".

Однако, как рассказал "Гудку" руководитель Департамента аналитики инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий, не стоит связывать меморандум с DB и кадровые изменения в УЗ.

"Я бы связал увольнение Евгения Кравцова исключительно с тем, что, скорее всего, у него не получилось наладить диалог с новым министром инфраструктуры Украины. УЗ нуждается в дальнейшем реформировании, в том числе в сегменте внешних реформ, которые зависят и от правительства, и от парламента, и от других органов власти. Соответственно, если Евгению Кравцову не удалось наладить диалог с новой властью, то вполне логично, что он ушел в отставку.

Если вспомнить назначение Кравцова в 2017 году, то ему удалось наладить диалог с профильным министерством. Он пришел в УЗ с должности заместителя министра инфраструктуры, пролоббировал немало очень полезных регуляторных изменений для компании, в частности либерализацию тарифов на использование вагонов. Это позволило компании развиваться и получить дополнительный заработок. Если сейчас найдется человек, который сможет дальше продавливать регуляторные изменения, это однозначно пойдет на пользу компании. Возможно, для немецкого специалиста это будет проще, потому что у него однозначно будет хорошая репутация, к нему будут прислушиваться", – рассказал господин Паращий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152001.02.2020