11-11-17 / 2017
Новости отрасли
Места хватит всем

Новому железнодорожному маршруту нужны объемы перевозок.

Открыта эксплуатация транспортного коридора Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Первым отправлен поезд с зерном Казахстана, но в сопровождении нового азербайджанского оператора.

Тестовый состав, сформированный из 82 контейнеров, отправился из казахстанского Кустаная 23 октября. Поезд доставил груз до казахстанского порта Курык, затем в Бакинский международный морской торговый порт и 30 октября прибыл в Баку, где президенты Азербайджана, Грузии, Турции и Казахстана официально открыли БТК.

"Мы специально организовали отправку таким образом, чтобы совместить эти события, и предоставили азербайджанские контейнеры Казахстану под перевозку зерна, который первым заявил о наличии грузовой базы. Пока отгрузка идет по факту, но сейчас прорабатываем регулярность и график движения по БТК с грузовладельцами, в том числе с российскими, которые проявляют активный интерес к коридору. Маршрут дает выход на турецкий рынок через Азербайджан по железной дороге и через порт Мерсин напрямую в регион Средиземного моря, и есть хорошие торговые перспективы", – пояснил специалист по работе со СМИ компании ADY Express ("дочка" ЗАО "Азербайджанская железная дорога", АЖД) Ильхам Абдулов.

Как уточнила руководитель отдела по связям с общественностью АЖД Севиндж Гадирова, экспедитором первого грузового поезда по БТК выступила новая компания "АЖД Контейнер", созданная в преддверии открытия маршрута. Она же будет оператором по перевозке контейнеров по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Также АЖДК переданы в управление все контейнерные площадки в Азербайджане, функции по закупке вагонов для различного типа грузов, их использованию и эксплуатации.

Стоит отметить, что Казахстан не случайно первым сделал грузовую заявку на новый маршрут, интерес имеет сугубо прикладной характер. Республика рассматривает его как ключевое звено для развития ТМТМ из Китая через свою территорию, Азербайджан, Грузию, Турцию и затем в Европу. Как сообщил посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев, сейчас уже формируется и готовится к отправке по коридору в Румынию второй состав с казахстанским углем. Кроме того, на участках БТК будут использоваться казахстанский тяговый подвижной состав производства АО "Локомотив Курастыру зауыты" и "Электровоз Курастыру зауыты". К 10 тепловозам, которые уже работают на АЖД, до 2020 года будет поставлено 40 грузовых электровозов переменного тока на сумму более $500 млн (две единицы до конца 2017 года, 24 – в 2018-м и еще 14 в течение 2019 года), уточнил Бейбит Исабаев.

Хотя ЗАО "АзРусТранс" (совместное предприятие АЖД и российской компании "Русагротранс") явно не намерено отставать от Казахстана в использовании БТК для роста объема перевозок. "Мы надеемся по этому коридору активно перевозить зерновые грузы в Карс. Восточная часть Турции очень заинтересована в импорте зерна, и оптимальным вариантом доставки на эту территорию является железная дорога. Сейчас груз приходит в порты Поти или Батуми и оттуда автомобильным транспортом перевозится в Карс и на восток, что очень неудобно и дорого. Через БТК логистика будет гораздо эффективнее. "АзРусТранс" ежегодно перевозит до 1,5 млн тонн российского зерна в Азербайджан и небольшую часть из Казахстана. С открытием маршрута Азербайджан станет транзитной зоной для зерна, и мы надеемся, что коридор будет работать", – сообщила "Гудку" менеджер по продажам "АзРусТранса" Сабина Гусейнова.

Напомним, реализация проекта по строительству железной дороги Баку – Тбилиси – Карс началась в 2008 году на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Общая протяженность БТК составляет 826 км. На первом этапе эксплуатации коридора планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и 1 млн пассажиров. На втором, после подключения к проекту стран Центральной Азии и Китая, объем может вырасти до 17 млн тонн груза и 2 млн пассажиров в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152011.11.2017