25-12-23 / 2023
Новости отрасли
Менять условия Единого договора можно и нужно

Как известно, распоряжением от 01.07.2022 № 1725/о ОАО "РЖД" ввело в действие Единый договор об оказании транспортных услуг. Многие клиенты сразу отметили дискриминационный характер некоторых его условий, однако все же были вынуждены его заключить, так как в противном случае их финансово-хозяйственная деятельность в части осуществления железнодорожных перевозок была бы значительно осложнена. В частности, обращают на себя внимание такие условия, как положения п. 12.8. договора, которыми монопольный перевозчик в нарушение норм ст. 406.1 ГК РФ (а точнее, благодаря весьма вольному их толкованию) понятие "имущественные потери" распространил вообще на все обстоятельства, которые могут повлечь те или иные расходы. В том числе особенно следует отметить фразу об обязании клиента возместить расходы, вызванные уплатой пени за просрочку доставки груза, если перевозчик по своим внутренним убеждениям считает, что в ней виноват клиент. Кроме того, стоит обратить внимание на положение п. 13.4 Единого договора, которым ОАО "РЖД", по сути, в индивидуальном порядке изменило территориальную подсудность, установив ее "по месту заключения соглашения/договора об организации расчетов", что, безусловно, удобно для перевозчика, но вовсе не отвечает интересам его клиентов. Среди клиентов ОАО "РЖД", присоединяющихся к невыгодным условиям Единого договора, находятся те, кто готов спорить и менять условия договора в целях соблюдения своих интересов. Так, в ООО "ЖД Консалтинг" обратилась одна компания с запросом на предмет проведения правового анализа отдельных положений Единого договора и возможности их оспаривания в судебном порядке. Поскольку претензию (требование) о внесении изменений в Единый договор ОАО "РЖД" оставило без ответа, мы были вынуждены обратиться в Арбитражный суд за защитой нарушенных прав. Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2023 по делу № А40-144263/2023 исковые требования были удовлетворены частично, территориальная подсудность закреплена на основе принципа равенства участников гражданских правоотношений ("спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд в установленном законом порядке"), а п. 12.8. Единого договора и вовсе был исключен как противоречащий действующим положениям закона и ущемляющий интересы клиента. В свете вышеизложенного хотелось бы обратить внимание участников перевозочного процесса на то, что, несмотря на доминирование ОАО "РЖД" на рынке железнодорожных перевозок, с несправедливыми условиями, которые навязывает перевозчик, можно и нужно бороться. Свои законные интересы надо отстаивать как в судебном порядке, так и путем обращения в контролирующие органы. А профессиональные юристы в сфере транспортного права смогут оказать качественную правовую поддержку по защите ваших интересов в различных областях железнодорожных перевозок.

Алексей Игнатов, ведущий юрисконсульт ООО "ЖД Консалтинг"

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер25.12.2023