24-09-15 / 2015
Новости отрасли
Меньше «Скифов» – больше тяги

Развитие полигонных технологий является одним из направлений повышения эффективности работы компании. Они позволяют создавать маршруты для тяжеловесных и длинносоставных поездов, выходящие за рамки одной железной дороги.

Андрей Ламкин, первый заместитель директора проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства

Новые технологии дают большую экономию средств за счет более эффективного использования локомотивов, удлинения плеч обслуживания и увеличения межремонтных пробегов. Введение унифицированных весовых норм, помимо увеличения массы грузовых поездов, позволяет исключить лишние переформирования составов на маршруте их следования. Определены пять полигонов эксплуатации и обслуживания локомотивного парка: Восточный, Урало-Сибирский, Северный, Южный и Волжский. С учетом этого намечены планы замены и поставки новых локомотивов, разработана схема оптимизации ремонтных локомотивных депо в кооперации с локомотиворемонтными заводами.

Немаловажной задачей является унификация подвижного состава. Поэтому в настоящее время создается новое семейство российских электровозов, построенных по принципу единой базовой модели. Основные узлы и элементы проектируемых в рамках этой программы электровозов унифицированы с головным проектом – двухсистемным пассажирским электровозом ЭП20. Первым в этой линейке локомотивов стал магистральный грузовой электровоз 2ЭС5 "Скиф". Помимо него, предполагается выпуск на той же базовой основе перспективных локомотивов 2ЭС20 и 2ЭС5С.

В 2009 году ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" подписали план-график разработки, изготовления и испытаний опытных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5 по техническим требованиям ОАО "РЖД". Электровоз разработан совместной российско-французской фирмой ООО "ТРТранс". Локомотивы данной серии предназначены прежде всего для Восточного полигона с целью повысить массу грузовых поездов до 7100 тонн.

Строительство новых локомотивов, включая тяговое электрооборудование, в основном локализовано на предприятиях нашей страны, их выпуск освоил Новочеркасский электровозостроительный завод. В настоящее время партия из пяти электровозов 2ЭС5 уже поступила в депо Северобайкальск Восточно-Сибирской дирекции тяги.

Как и базовая модель, новый локомотив имеет асинхронный тяговый привод с поосным регулированием силы тяги. Все это вместе с передачей тяговых и тормозных усилий с помощью наклонных тяг позволило существенно повысить тяговые свойства электровоза по сравнению с электровозом серии 2ЭС5К "Ермак" и исключить срыв нового локомотива в боксование.

Электрическая схема локомотива предусматривает возможность его эксплуатации в составе двух или трех секций, а также двух двухсекционных электровозов по системе многих единиц. По сравнению с электровозами серии 2ЭС5К "Ермак" пробег у этих локомотивов между плановыми обслуживаниями увеличен до 15 тыс. км, то есть оно проводится примерно раз в месяц. Эксплуатационные испытания проводились на полигоне Тайшет – Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги (1480 км). В опытных поездках участвовали локомотивы в двух- и трехсекционном исполнении. Основной задачей было определение возможностей новой машины в тяжелых эксплуатационных и климатических условиях Байкало-Амурской магистрали. Дополнительно определялись критические нормы массы грузовых составов для электровозов данной серии.

В ходе испытаний рабочая группа предложила внести изменения в работу алгоритма регулирования силы тяги локомотива 2ЭС5 "Скиф".

Внесенные изменения позволили определить массу поезда в 6 тыс. тонн, что равно действующей норме для трехсекционных локомотивов серии 3ЭС5К "Ермак".

Поэтому не исключена в перспективе возможность замены трехсекционных локомотивов двухсекционными нового поколения. А "Скифы" в трехсекционном исполнении смогут водить поезда массой 7100 тонн на полигоне Междуреченск (Мариинск) – Тайшет – Находка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.09.2015