02-10-18 / 2018
Новости отрасли
Механизм прямого финансирования инфраструктурных проектов исчерпан

Проект строительства Северного широтного хода и другие амбициозные планы в обновлении транспортной инфраструктуры предполагают использование новых финансовых инструментов

В первый день работы Международного транспортно-логистического форума "PRO//Движение.1520" спикеры стратегической сессии "PRO стратегии инвестиций в инфраструктуру и поиск баланса между интересами денег и грузов" назвали проект строительства Северного широтного хода "концессионным прорывом".

Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин отметил, что на данный момент механизм прямого финансирования инфраструктурных проектов полностью исчерпан.

"Мы должны использовать все формы финансирования при организации мегапроектов, таких как ВСМ: и концессию, и гибридное финансирование, и выпуск длинных облигаций, и Take-or-Pay. Дальше нужно снимать все существующие ограничения", – сказал он.

По словам Александра Мишарина, проекты железнодорожной отрасли являются окупаемыми и для инвесторов, и для операторов, но при этом необходимо выработать механизмы, которые позволят сделать проекты окупаемыми и для государства.

По мнению председателя совета инвестиционной компании InfraOne Альберта Еганяна, "Северный широтный ход – не только концессионный прорыв, но и прорыв в тех инструментах, которые зашиты внутри".

Директор по производственным вопросам "Транснет Фрейт Рейл" Ллойд Тобиас отметил механизм концессии как один из наиболее оптимальных для реализации инфраструктурных проектов.

"Шесть лет мы работаем по улучшению и развитию инфраструктуры в Южной Африке. Для нас были эффективными три механизма – концессия, государственно-частное партнерство и Take-or-Pay", – рассказал он.

Партнер OXERA Consulting LLP Эндрю Мини привел в пример механизм увеличения стоимости земли, которое происходит в результате строительства железнодорожной инфраструктуры. Налоговые поступления за счет налога на землю повышают окупаемость проектов для государственной стороны.

"Я хотел бы назвать предпосылки, которые должны быть заморожены при применении новых инструментов, – подчеркнул партнер Ernst & Young Дмитрий Ковалев. – Стоит упомянуть долгосрочный тариф. Долгосрочность – это пять и более лет для инвесторов, чтобы они могли выполнить определенные обязательства. Если долгосрочность превращается в краткосрочность, то возникают проблемы. Второй момент – вопрос доступности к инфраструктуре на сети РЖД. Стоит стремиться к равному доступу для участников рынка. После выполнения этих условий уже можно говорить об инструментах".

В качестве нерешенной проблемы он также выделил отсутствие инфраструктурных облигаций, доступ к которым будет у большого количества участников рынка, а не у одного покупателя.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Калинин согласился с необходимостью создать открытый рынок инфраструктурных облигаций, в частности концессионных.

"Концессия – инструмент интересный и гибкий. Если мы смотрим на инфраструктуру в целом, то проекты являются долгосрочными и очень дорогими. Долгосрочные инвестиции требуют определенных договоренностей и регулирования, поэтому мы концессии и используем", – сказал он.

Помощник заместителя председателя Правительства РФ Екатерина Рыбина отметила, что на данном этапе в России выработана система подхода к использованию инструментов государственно-частного партнерства и частной концессионной инициативы. По ее словам, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры содержит проекты, для которых эти инструменты будут применяться в период до 2024 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.10.2018