09-01-19 / 2019
Новости отрасли
Механизм приема заявок на грузоперевозки при ограничениях ж/д сети планируется совершенствовать

Правительство РФ должно до 30 июня "принять меры" по совершенствованию механизма приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченных пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры.

Соответствующая информация содержится в протоколе президентской комиссии по ТЭК, подготовленном по итогам заседания, состоявшегося 27 августа в Кемерово и посвященного развитию в стране угольной отрасли ("Интерфакс" ознакомился с копией документа, датированного серединой декабря). Вопрос регулярно возникает в связи с активным ростом экспорта в дальневосточном направлении (в первую очередь - именно угольной продукции).

На основе прогнозов потребления угля в период до 2030 г. правительство к 30 сентября должно будет актуализировать отраслевую программу, предусмотрев в ней развитие добычи как в традиционных (Кемеровская область, Хакасия, Якутия), так и в новых регионах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) с учетом возможностей угольных компаний по увеличению экспорта.

Как сообщалось ранее, на заседании министр энергетики РФ Александр Новак отмечал, что устойчивый рост спроса на уголь - прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе - продолжится на горизонте 2025-2030 гг. и составит не менее 100 млн тонн. Обновленная программа развития отрасли предусматривает добычу 560 млн тонн к 2025 г. в год вместо 460 млн тонн, до 2030 г. - 590 млн тонн против 480 млн тонн (прирост 23-25%), что потребует частных инвестиций в 1 трлн руб., и угольщики подтверждают, что готовы вложить такой объем средств, говорил он.

Рост добычи ожидается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Туве, Хабаровском крае, "учтены" проекты в Забайкальском крае, Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях, уточнял министр. "Суммарные объемы экспортных поставок российского угля в восточном направлении могут увеличиться со 100 млн тонн до 207 млн тонн к 2025 г. В том числе по направлению железнодорожных перевозок - до 195 млн тонн. И здесь ключевой вопрос - снятие ограничений по пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ее электрификации", - добавлял при этом А.Новак.

В этой связи протокол предписывает (в рамках комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры и с ориентиром на цели "майского указа" президента) обеспечить ежегодную погрузку российского угля в восточном направлении (включая экспорт, в том числе через пограничные переходы) в объеме 125 млн тонн в 2020 г., 170 млн тонн - в 2023 г., 195 млн тонн - в 2025 г. (без учета "изолированных" районов угледобычи в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском автономном округе).

В этой связи "Российские железные дороги" должны будут своевременно завершить первый этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (по ним предусматривается государственная поддержка, в том числе из Фонда национального благосостояния) и реализовать второй этап проекта за счет собственных средств. Уточняется, что из 195 млн тонн угля, которые в 2025 г. должны следовать в направлении Дальнего Востока, 100 млн тонн грузоотправители смогут отправлять в порты Приморья, 85 млн тонн - в ванино-совгаванский узел в Хабаровском крае.

Общий объем инвестиций РЖД во второй этап проекта оценивается в 696,6 млрд руб. "При этом нам необходимо ускорить проектирование - это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", - говорил глава компании Олег Белозеров на президентской комиссии.

Ключевые целевые показатели второго этапа проекта "БАМ/Транссиб" по основным участкам правительству необходимо разработать и утвердить к 31 июля (включая наличие пропускных способностей, предельный вес поезда). При этом в инвестиционную программу компании они должны лечь "с учетом повышения эффективности от реализации инвестиционных проектов". В то же время, в январе кабинет министров также проработает вопрос о реинвестировании чистой прибыли компании (за исключением выплат по привилегированным акциям).

Чтобы реализовать программу своевременно, кабинету министров предписано к 30 июня обеспечить опережающее финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования (включая увеличение пропускных способностей в районе Северомуйского тоннеля на БАМе). При этом долгосрочные планы "Российских железных дорог" по развитию своей инфраструктуры должны быть синхронизированы с развитием портов (в том числе Ванино, Восточный, Владивосток, Посьет), а также объектами угольной отрасли и электросетевого хозяйства - "с учетом интересов грузоотправителей". Соответствующий доклад правительство должно будет представить к концу 2019 г.

Также правительству предписано синхронизировать второй этап программы "БАМ/Транссиб" с проектами, реализуемыми с использованием механизмов государственно-частного партнерства. До 31 января кабинет министров должен будет проработать механизм взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний за загрузку создаваемых транспортных мощностей в согласованных объемах.

Осенью сообщалось, что министерство экономического развития РФ предлагает к середине 2019 г. разработать нормативную базу, которая даст возможность "Российским железным дорогам" заключать договоры на принципах ship-or-pay с инвесторами, готовыми вкладывать средства в развитие объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Инициатива содержалась в проекте плана действий правительства по ускорению темпов роста инвестиций.

Нормативная база, по мнению авторов документа, должна предусматривать перевозку в приоритетном порядке грузов тех компаний, которые проявят интерес к таким инвестициям (речь идет как о создании, так и об "улучшении" ж/д инфраструктуры общего пользования), а также предоплаты за транспортировку в определенный период. Кроме того, предлагалось прописать ответственность отправителей за то, что они не предъявят к перевозке грузы в объеме, предусмотренном договором. Размер штрафных санкций должен быть равен общей сумме неполученной перевозчиком провозной платы.

Кроме того, согласно протоколу президентской комиссии по ТЭК, до 31 марта правительству с заинтересованными органами власти и организациями предписано подготовить предложения по оптимизации технико-экономических показателей проекта по развитию "восточного полигона", чтобы сократить сроки его окупаемости и повысить доходность (в том числе за счет привлечения дополнительных грузов помимо угля). Кроме того, до 1 июля будут оценены риски инфраструктурных проектов в рамках логистических решений по увеличению экспорта российского угля, планируется проанализировать ее будущую загрузку другими грузами. Кабинет министров представит предложения по минимизации таких рисков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.01.2019