26-02-24 / 2024
Новости отрасли
Механизм для дополнительного взимания таможенных пошлин разрабатывают в России

С 1 апреля логистика поставок автомобилей в Россию изменится. Как разъяснили РЖД-Партнеру участники рынка этому способствуют взимание дополнительных таможенных пошлин при ввозе автомобилей через страны ЕАЭС, с инициативой разработки механизма контроля выступило в феврале правительство России.

Экономия на ставках

Частные лица, зарабатывающие на ввозе в Россию иномарок, зарабатывали в том числе и на разнице в утильсборе. Подсчитано, покупатель при ввозе новой машины стоимостью €50 тыс. с бензиновым двигателем объемом 3 л. и мощностью 250 л. с. уплачивает в Киргизии пошлину в 15% и НДС в 12%. Итого €14,4 тыс., по курку – около 1,4 млн руб. Если же автомобиль ввозят через российскую таможню, то единая ставка составит 48%, но не менее €7,5 за 1 куб. см. Итого – более 2,3 млн руб. Отдельно уплачивается утильсбор, он еще около 900 тыс. руб. Схема работает так: автомобили ввозят, например, в Киргизию. Ее растамаживают в этой стране. А затем перегоняют в Россию. Покупатели машин, которые реализуются по такой схеме, экономили на разнице в размере пошлин, НДС и акциза.

Российские власти выступили противником такой экономии. 1 августа 2023 года для физлиц изменили правила: автомобиль должен быть зарегистрирован на того же человека год с даты ввоза, а пошлины и налоги уплачены по единым ставкам до 29 октября 2023 года.

Собеседник РЖД-Партнера занимается частными поставками авто в Россию через Киргизию. С его слов с 1 апреля к уже имеющейся в России ставке утильсбора добавится дельта между таможенными платежами, которые уплачены в стране ЕАЭС и платежами, которые могли быть уплачены в России, если бы автомобиль сразу растаможили в стране.

"Введен дополнительный платеж, который повышает ставки до уровня РФ. А они лишают смысла ввоз автомобилей через страны ЕАЭС. Есть, конечно, обнадеживающий нюанс. Дельту рассчитывают исходя из нижней границы средней стоимости автомобилей по справочнику, который будет формировать ФТС", говорит собеседник РЖД-Партнера. Но гарантий, что цены в справочнике будут ниже реальных – нет, добавляет он.

Логика автопроизводителей

Физлиц, поставляющих иномарки на российский рынок, подозревают в срыве сроков восстановления отечественного автопроизводства. В Петербурге только один из трех автозаводов смог выйти из простоя. О старте мелкосерийной сборке на бывшем заводе Nissan объявили в летом 2023 года. Ранее завод производил до 100 тыс. машин в год. ООО "Автозавод Санкт-Петербург", созданный на базе завода Nissan, выпустил с июня 2023 по январь 2024 года 170 автомобилей Lada X-Cross 5, об этом официально сообщал глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов. Он же полгода назад заявлял о планах по наращиванию производства до 10 тыс. машин. В январе 2024 года он заявили уже о планах по выпуску Xcite. Продажи начнутся уже этой весной.

Завод Hyundai в 2021 году выпустил 234 тыс. автомобилей под корейскими брендами. В январе 2024 года появилась информация, что на площадке начнется серийная сборка автомобилей. Но каких именно и в каком объеме, доподлинно не известно.

Завод Toyota в Шушарах выпускал более 80 тыс. автомобилей при общей мощности в 100 тыс ед. в год. В 2023 г. оно перешло в собственность подведомственного Минпромторгу РФ ФГУП "НАМИ". По плану новых собственников здесь будут выпускать электромобили E-Neva и грузовики БАЗ-S36A11. Объем инвестиций в переоснащение завода оценили тогда в 35-37 млрд руб.

Автозаводы Петербурга, по данным Петростата, сохранили в 2023 году 17,5% объемов производства от уровня 2022 г. При этом в 2022 г. по сравнению с досанкционным 2021 г. объемы производства уже снизились более чем на 90%. Удивительно, но Киргизия, в которой нет собственных автозаводов, в минувшем году, по данным ФТС, заняла второе место как направление для ввоза машин в РФ. Страна нарастила поставки автомобилей в Россию и стала второй после Китая. Физлица, специализирующиеся на ввозе автомобилей, используют для реализации "серых" схем также Армению, Беларусь и Казахстана.

Автопроизводители заявляют, уничтожение "серых" схем позволит повысить темпы локализации отечественных автомобилей. "Крайне важно, чтобы реализация последовательной политики по защите внутреннего рынка и по стимулированию инвестиций во внутреннее производство была продолжена",– резюмирует пресс-служба АвтоВАЗа.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.02.2024