08-10-18 / 2018
Новости отрасли
«Мечел» захотел развития

"Мечел" ищет способ снизить расходы на железную дорогу до Эльгинского месторождения: не передавать ее государству, а получить от него налоговые льготы и субсидии

"Сейчас мы стоим на развилке: что у нас будет с железной дорогой, получится или нет передать в концессию. Тогда уйдут и затраты на ее достройку и обслуживание", - говорил в марте в интервью "Ведомостям" гендиректор "Мечела" Олег Коржов. Пока компания так и стоит на этой развилке - судьба дороги до Эльгинского месторождения, на которую "Мечел" потратил более 71 млрд руб., не решена. Компания Игоря Зюзина рассматривает возможность и вовсе отказаться от концессии, рассказали "Ведомостям" человек, близкий к одному из ее кредиторов, и человек, знакомый с руководством "Мечела", а также подтвердили два сотрудника компаний, участвующих в обсуждении сделки. "Сейчас мяч на стороне "Мечела" - но компания не предпринимает необходимых шагов, подача концессионной инициативы задерживается", - говорит один из собеседников "Ведомостей".

Дорогу длиной 321 км до угольного месторождения в Якутии от станции Улак Байкало-Амурской магистрали "Мечел" построил в 2012 г. Но после обрушения цен на уголь и сталь в 2013 г. компания из-за высокой долговой нагрузки - тогда 13,7 EBITDA при чистом долге более $8 млрд - оказалась на грани банкротства. В 2016 г. "Мечел" продал Газпромбанку по 49% в "Эльгаугле" (владеет лицензией на месторождение), "Эльгадороге" и "Мечел-транс Восток". Именно банк и задумал передать дорогу государству и взять ее затем в концессию вместе с "Мечелом" и РЖД, вспоминает человек, знакомый с руководством "Мечела". Теперь отказаться от этой идеи предлагает "Мечел", рассказывают он и банкир: финансовые показатели компании сильно улучшились после того, как в прошлом году выросли цены на коксующийся уголь (сейчас долговая нагрузка - 5,2 EBITDA, а чистый долг - 431 млрд руб.). "Мечел" нашел альтернативу концессии и предлагает государству создать для этой дороги территорию опережающего развития (ТОР), говорят банкир и человек, участвующий в обсуждении проекта. Дела у компании идут очень хорошо, рассуждает банкир, цена на коксующийся уголь уже полтора года не опускалась ниже $100 за 1 т. Кроме того, "Мечелу" поставили достаточно сложные условия по концессии: он должен взять на себя обязательства по перевозке определенного количества угля, невзирая на внешнюю конъюнктуру, говорит другой собеседник "Ведомостей".

Концессия позволяет получить льготу по налогу на имущество, да и то не всегда, а ТОР - это целый набор льгот, рассказывает партнер Dentons Василий Марков: снижение налога на прибыль и НДПИ вплоть до 0%, освобождение от налога на имущество и земельного, снижение в 4 раза страховых взносов, ускоренный возврат НДС. Кроме того, с февраля дальневосточные ТОР могут получить субсидии на развитие инфраструктуры из федерального бюджета.

Чтобы получить статус ТОР, нужно постановление правительства России.

Официальная заявка от "Мечела" на создание ТОР для дороги к Эльгинскому месторождению пока не поступила, сообщил представитель Минвостокразвития.

"Мечел" рассматривает несколько вариантов развития железнодорожного пути, в том числе с инструментами господдержки, одним из которых может быть концессия, сообщил представитель компании. Представители правительства Якутии и Газпромбанка не ответили на запросы "Ведомостей", а РЖД от комментариев отказалась.

Сейчас провозная способность дороги - около 4 млн т, оценивает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Но "Мечел" планирует строить на Эльгинском месторождении ГОК мощностью 15 млн т. А для вывоза еще примерно 10 млн т нужно построить 14 разъездов и четыре станции, отмечает Бурмистров. Расходы на развитие дороги до месторождения в 2021-2024 гг. РЖД в инвестпрограмме справочно оценивает в 45,5 млрд руб. - полностью за счет частных инвесторов.

 Вопрос развития угольной инфраструктуры неоднозначный, говорил ранее министр экономического развития Максим Орешкин: цены на уголь поднялись значительно, однако пару лет назад были вдвое ниже и более половины угольных компаний были убыточны. В правительственном плане магистральной инфраструктуры на проекты, связанные с угольной отраслью, запланированы инвестиции в 2 трлн руб., в том числе 900 млрд - от угольщиков и 600-700 млрд - от РЖД.

"Кажется, что тяжелые времена прошли. Но нужно понимать, что "Мечел" зависит от цен на уголь и от слабости российской валюты", - замечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. А выделение субсидий на развитие инфраструктуры, даже при режиме ТОР, нельзя гарантировать, говорит Марков: если денег в бюджете не окажется, субсидия отменяется.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости08.10.2018