29-06-15 / 2015
Новости отрасли
«Мечел» встает на рельсы

"Мечел" ведет переговоры с РЖД о поставке 1,5 млн. т рельсов в течение трех лет. Это поможет загрузить стан, запущенный на ЧМК в 2013 г.

Год назад "Мечел" поставил пробную партию 100-метровых рельсов на сертификационные испытания РЖД, а в минувшую пятницу получил сертификат на поставку РЖД этих рельсов, рассказал "Ведомостям" источник в Росжелдоре и подтвердил представитель "Мечела".

Представители РЖД и "Мечела" отметили, что сейчас стороны обсуждают детали контракта на поставку рельсов (в том числе 100-метровых), но детали не раскрыли. Поставки рельсов могут начаться в середине июля - начале августа, а всего в течение трех лет "Мечел" должен поставить до 1,5 млн. т рельсов, отмечает источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон переговоров. "Если мы договоримся по ценам и объемам, то мы ["Мечел"] готовы произвести и поставить РЖД 140 000- 150 000 т рельсов до конца года", - говорил на телеконференции гендиректор "Мечела" Олег Коржов.

Рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн. т (в том числе 400 000 т - производство рельсов) запущен на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК) в 2013 г. Проект обошелся в $750 млн. Сталелитейный сегмент в I квартале обеспечил "Мечелу" почти половину EBITDA - $106 млн, следует из презентации компании.

До сих пор единственным российским поставщиком РЖД был Evraz. В 2014 г. РЖД закупила 830 000 т рельсов, план на этот год - 600 000 т, говорит представитель РЖД. Evraz в январе начал переговоры с РЖД о повышении цен на рельсы на 10% из-за девальвации рубля, рассказывали "Ведомостям" два источника, близких к обеим компаниям. Но после укрепления рубля в середине II квартала Evraz снизил цены, говорил "Ведомостям" источник, близкий к компании. С приходом второго игрока цена вряд ли изменится - она привязана к стоимости железной руды и курсу валюты, считает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. РЖД закупает рельсы по долгосрочным контрактам, предусматривающим размер поставки и формулу цены, рассказал представитель РЖД. Выбирать поставщиков РЖД будет "в соответствии с долгосрочными договорами", сказал он. В последний раз РЖД проводила аукцион по закупкам рельсов в 2007 г., следует из данных сайта tender.rzd.ru.

В 2014 г. Evraz поставил РЖД около 60% произведенных рельсов - примерно 720 000 т. Но холдинг собирается увеличивать экспорт. "В 2015 г. у компании уже есть контракты на поставки 50 000-60 000 т", - говорил вице-президент Evraz Илья Широко - брод в начале июня. Ключевые рынки сбыта - страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и Юго-Восточной Азии.

Экспортировать рельсы намерен и "Мечел". Компания имеет статус потенциального поставщика рельсов Deutsche Bahn, отгружает пробные партии "Норникелю", ММК и "Роснефти". Если "Мечел" ежегодно будет продавать 400 000 т рельсов, это может обеспечить рентабельность стана на уровне 25-30% в зависимости от динамики цен на сталь и курса рубля, подсчитал аналитик RMG Андрей Третельников. В таком случае компания может получать около $50 млн. EBITDA в год, что хорошо скажется на бизнесе в целом, но не окажет существенного влияния на способность погашать долг ($6,5 млрд. на 31 марта), уверен Третельников.

В подготовке статьи участвовала Милана Челпанова

*** Сколько стоят рельсы В материалах РЖД говорилось, что для закупки 82 000 т рельсов потребуется около 2,7 млрд. руб. Таким образом, за 1 т рельсов компания платит примерно 33 000 руб. На закупки в этом году (600 000 т) компании понадобится 19,2 млрд. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости29.06.2015