05-11-14 / 2014
Новости отрасли
"Мечел" ведет переговоры с Deutsche Bahn о поставке рельсов

Металлургический холдинг "Мечел" начал переговоры с крупнейшим немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn о поставке рельсов. Об этом "Известиям" сообщила пресс-секретарь Deutsche Bahn Сюзан Леманн. О заключении соглашения речи пока не идет - процедура сертификации в немецком концерне занимает не меньше года. Таким образом, в будущем компания Игоря Зюзина намерена конкурировать в Европе с Evraz, рельсы которого с июня проходят испытания в Германии. - Я могу подтвердить, что у нас состоялся первый контакт с компанией "Мечел". Однако мы на крайне ранней стадии переговоров и квалификационного процесса нового подрядчика, - отметила Леманн.

В Deutsche Bahn отметили, что компания заинтересована в российских поставках, так как это увеличивает конкуренцию, но говорить о конкретной поставке от "Мечела" пока еще рано: договоренностей о поставке опытных партий рельсов пока не достигнуто. Продукция (60-метровые рельсы) другой российской компании - Evraz - уже проходит испытания, которые завершатся в лучшем случае весной 2015 года (поставка была во II квартале 2014-го). В "Мечеле" подтвердили наличие переговоров с немецкой компанией, но от детальных комментариев отказались.

Рельсы "Мечела" производятся на универсальном рельсо-балочном стане Челябинского металлургического комбината (ЧМК), который компания приобрела в 2001 году у швейцарского Glencore за $133 млн. Инвестиции в строительство стана составили $715 млн, до его запуска (стартовал в июле 2013 года) рельсы планировалось поставлять для РЖД в рамках реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года". Для этой цели в 2008 году между РЖД и "Мечелом" был заключен договор о поставках "Мечелом" 400 тыс. т рельсов в год, но пока что компания производит рельсы только для внутренних нужд - рельсы до сих пор проходят сертификацию и обкатку в РЖД.

По мнению аналитика "ВТБ Капитал" Вадима Антроповича, в связи со снижением закупок рельсовой продукции РЖД производители рельсов вынуждены выходить на зарубежные рынки.

- В III квартале 2014 года РЖД снизили закупки рельсовой продукции - с 535 тыс. т до 411 тыс. т (на 23% по сравнению со II кварталом), поэтому стремление компаний выйти на зарубежные рынки вполне объяснимо. Они имеют там неплохие шансы, так как, скажем, стометровые рельсы "Мечела" не уступают по качеству другим мировым производителям, - сказал Антропович.

Эксперты считают, что "Мечел" вполне может поставить в Deutsche Bahn опытную партию стометровых рельсов (предназначены для укладки высокоскоростных магистралей) и что качество этих рельсов позволяет "Мечелу" конкурировать с другими зарубежными компаниями, производящими похожую продукцию, - австрийской Voestalpine и японской Nippon Steel.

Этим летом "стометровки" "Мечела" были отправлены на сертификацию в РЖД (испытания проходят на Щербинском кольце, в Подмосковье). Evraz (сегодня контролирует 98% российского производства рельсов) Романа Абрамовича и Александра Абрамова в ноябре 2013 года уже получил сертификат РЖД на стометровые рельсы и в конце мая 2014-го поставил первую партию в монополию для строительства скоростного участка Октябрьской железной дороги. В РЖД использовать стометровые рельсы также планируется при модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей и модернизации участка Москва-Казань.

Несмотря на кризис и неопределенность положения "Мечела" (долг "Мечела" перед банками превышает $8,3 млрд), в пресс-службе РЖД отметили, что железнодорожники по-прежнему ожидают поставки с завода в начале 2015 года. Поставки не раз переносились, условия контракта между компаниями пересмотрены не были. После того как Evraz получил сертификацию на поставку стометровых рельсов, РЖД полностью отказались от импорта рельсовой продукции (в 2013 году импорт рельсов составил приблизительно 190 тыс. т). По мнению экспертов, в текущем году общие закупки РЖД могут снизиться до 830 тыс. т (в 2013-м закупили 950 тыс. т).

В начале июля этого года Олег Коржов, гендиректор "Мечела", заявлял, что, несмотря на кризисную ситуацию, компания не готова продать стратегически важные активы "Мечела" - ЧМК, "Южный Кузбасс" и "Якутуголь", однако в сентябре свое решение изменил, сказав, что компания готова продать любые активы, в том числе и ЧМК. По мнению гендиректора агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, заявка "Мечела" в Deutsche Bahn не говорит о том, что компания намерена продавать ЧМК.

- Позиция компании "Мечел" довольно ясная, и ее сформулировал председатель совета директоров компании Игорь Зюзин: будут хорошие предложения, будем рассматривать. Отправка рельсов на сертификацию в Deutsche Bahn говорит лишь о том, что цена ЧМК после получения этого сертификата вырастет. Это стандартная процедура, когда компания отдает на сертификацию новый продукт с целью повысить стоимость актива, - пояснил эксперт.

Группа "Мечел" объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких пределов, тепловой и электрической энергии. В компании работают около 70 тыс. человек. Основному акционеру Игорю Зюзину принадлежит 67,42% акций компании. На апрель 2014 года чистый долг компании перед банками составлял примерно $8 млрд. Из них на долю Сбербанка приходится $1,3 млрд, ВТБ - $1,8 млрд и Газпромбанка - $2,3 млрд. Также среди кредиторов ряд европейских и американских кредитных организаций, среди которых Unicredit, ING, Societe Generale (около $500 млн каждый), Fortis (около $300 млн) и Raiffeisen (около $200 млн). Сбербанк и ВТБ в сентябре подали иски к "Мечелу" с требованием возврата просроченной задолженности по кредитам. Согласно финансовой отчетности компании, в 2013 году "Мечел" потратил на обслуживание кредитов $742 млн, при том что EBITDA за год упала в два раза, до $730 млн. С мая 2008 года компания подешевела в 75 раз.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия (московский выпуск)05.11.2014