12-12-12 / 2012
Новости отрасли
«Мечел-транс» победил на торгах по продаже госдоли ОАО «Ванинский морской торговый порт»

Ванинский морской торговый порт (ВМТП, Ванино) достанется «Мечелу». Покупка позволит компании увеличить грузопотоки в Китай, Японию и Корею, но финансовое положение в ближайшей перспективе не поправит.

За 55% госакций ВМТП "Мечел" заплатит 15,5 млрд руб. Металлургический холдинг предложил за порт в 10 раз больше стартовой цены (1,5 млрд руб). Его конкурентами были ЗАО "Сибирский антрацит", Сибирская угольная энергетическая компания, ОАО "Междуречье" (подконтрольное "Сибуглемету"), ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ЗАО "Порт Инвест" (UCL Holding), ОАО "СУЭК", ООО "Эн+Порт" (En+).

Напомним, на первом этапе торгов претенденты представляли агенту свои предложения с указанием цены, так была определена стартовая стоимость актива. На втором этапе претенденты, готовые предложить больше указанной цены, направляли заявку с ценой в конверте. Когда предложения нескольких претендентов в конверте совпадают - проводится аукцион. Но его не потребовалось, поскольку ближайший претендент - En+ (холдинг уже является миноритарным акционером ВМТП и владеет 21% акций) предложил 10,5 млрд.

После утверждения итогов торгов правительством всем компаниям - участницам торгов, кроме победившей, возвращается их залог - 3 млрд руб.

"Покупка "Мечелом" пакета акций открывает возможность строительства в порту терминала специально под конкретные объемы эльгинского угля, - говорит президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Тем самым появляется надежда, что проект строительства второй нитки БАМа может стать реальностью".

У "Мечела", по мнению экспертов, неплохие перспективы для развития в порту, тем более что компания работает там уже достаточно давно. В 2008 году зарегистрировано ООО "Порт Мечел-Ванино". Ведутся работы по сооружению угольного терминала, - говорит эксперт ИК "ФИНАМ" Алексей Захаров. - "Мечел-транс" - не только инвестор, но и "пользователь".

Материнская компания ОАО "Мечел-транс" давно и активно экспортирует свою продукцию в Китай. В числе основных видов экспортируемой продукции - железорудный концентрат, ферросплавы и уголь. "Ванино - удобный перевалочный пункт для транспортировки российской горнорудной продукции в Циндяо (ведущий угольный порт Китая). Не случайно в торгах участвовали (наряду с "портово-управляющими" компаниями) такие структуры, как "Сибуглемет", СУЭК (тоже имеет в Ванино угольный терминал) и "Сибирский антрацит", - объясняет Алексей Захаров.

"Поставки угля в Китай имеют неплохие перспективы. В последние три года объем закупок стремительно рос. Сейчас активность снизилась, но ненадолго. Россия не относится к лидерам поставок угля в КНР (7-8% от общего объема), но стремится увеличить свою долю", - добавляет он.

Эксперт также пояснил, что "Мечелу" требуется расширять свои мощности, потому что подконтрольный порт Посьет, через который поставляется уголь в Японию и Корею, имеет ограниченную пропускную способность.

"Получив контроль над Ванино, "Мечел" сможет нарастить экспорт угля в АТР через собственные порты до отметки 35-40 млн тонн в год, причем большая часть этого потока пройдет именно через Ванино", - резюмирует аналитик.

С точки зрения развития бизнеса актив ВМТП очень полезен "Мечелу", финансовое положение, возможно, и поправит, но не быстро.

"Сейчас долговая нагрузка "Мечела" оценивается на уровне более $9 млрд. Компания с большой вероятностью не сможет существенно снизить долговую нагрузку в краткосрочной перспективе, - говорит аналитик ИК "Метрополь" Сергей Фильченков. - Но она вполне сможет заплатить 15 млрд в случае, если под покупку ВМТП будут привлечены сторонние инвесторы в консорциуме".

Кроме того, поскольку компания имеет миноритарных акционеров (в том числе и крупный пакет в руках En+), то по законодательству после смены собственника новый владелец контрольного пакета будет обязан выставить оферту миноритарным акционерам.

"Тогда "Мечел" должен будет выкупить долю En+ в 21% и оставшийся миноритарный пакет. Всего на это может понадобиться более 21 млрд руб., в условиях высокой долговой нагрузки для "Мечела" привлечь дополнительно такую сумму самостоятельно будет затруднительно", - говорит Сергей Фильченков.

"Вероятность оферты высока, но пока сложно сказать наверняка", - добавляет он.

Возможно, под покупку ВМТП будут привлечены инвесторы в консорциуме.

Отметим, что госакции Ванино продаются второй раз. В прошлом году были проведены все три этапа торгов, и на аукционе наибольшую цену - 10,8 млрд руб. - за госдолю порта предложило ООО "Сэлтехстрой". Но в срок компания не сумела внести нужную сумму.

В досье

ОАО "Ванинский морской торговый порт" - крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Ванинский порт - транспортный узел, связывающий железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по БАМу и Транссибу. Государству принадлежит 73,33% голосующих акций порта (55%уставного капитала), подконтрольнойEn+ Group компании Soleggiato Investments Ltd. - 21,64% голосующих акций (28,12%уставного капитала).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.12.12До аукциона не дошло