07-03-16 / 2016
Новости отрасли
Мечел не собрался

После мучительных двухлетних переговоров "Мечела" с банками о реструктуризации кредитов на $5,1 млрд, казалось бы, дело было за малым - получить одобрение миноритариев на внеочередном собрании акционеров.

Обычно скупой на внешние коммуникации владелец "Мечела" Игорь Зюзин перед собранием выступил со специальным обращением к акционерам, подчеркнув, что голос каждого "очень важен" - и финансовая устойчивость, и рост стоимости компании в их руках. Но этот призыв не помог собрать необходимый для принятия решения по сделкам с ВТБ, Газпромбанком , Сбербанком и пулом международных кредиторов 50%-ный кворум. На сей раз "Мечел" стал жертвой не рискованной финансовой стратегии или плохой рыночной конъюнктуры, а коллизий в корпоративном регулировании. Долгожданный финал отодвинут минимум до мая.

"НЕУД" ПО ИТОГУ

Внеочередное собрание акционеров "Мечела" было в некоторой степени уникальным как минимум по месту проведения - оно впервые проходило не в стенах московского офиса "Мечела" на Красноармейской улице, а в арендованном зале в Петровском путевом дворце.

В начале собрания гендиректор "Мечела" Олег Коржов поздравил всех присутствовавших женщин с наступающим праздником 8 марта и приступил непосредственно к собранию.

"Я бы хотел отметить уже в плане работы собрания акционеров беспрецедентную активность всех наших акционеров, особенно российских, которые приняли участие в голосовании. Люди звонили, приходили, искренне болели, переживали за ход голосования. Мы очень благодарны всем за такую поддержку. Такую активность среди акционеров мы не видели никогда, поэтому спасибо вам огромное за это", - выразил слова благодарности О.Коржов.

Однако он сразу же напомнил о законодательных изменениях. В начале августа 2015 г. вступило в силу указание Банка России о требованиях к порядку и форме предоставления иностранными организациями, действующими в интересах других лиц, информации о владельцах ценных бумаг (указание N-3680-У). Согласно документу, банк-депозитарий должен в консолидированном виде предоставить регистратору (для учета при голосовании) такую информацию о держателях ценных бумаг, как наименование, номер в реестре государства, где они зарегистрированы, дата регистрации, количество бумаг. При этом требование раскрывать дату регистрации и регистрационный номер было введено впервые.

Это вызвало определенную проблему, потому что те стандартные формы, которые используются на зарубежных рынках для сбора таких данных, не предусматривают специальных полей для отражения этих сведений. Из-за этого требования иностранные инвесторы не могли голосовать на собраниях акционеров российских компаний.

"На самом деле мы понимали, что столкнемся с определенными трудностями в ходе проведения голосования по данным вопросам. Дело в том, что примерно треть ADR находится в РФ... Поэтому, понимая это, у нас был создан штаб, который занимался обзвоном порядка 90% акционеров. Пытались разъяснить, для чего это делается, почему мы идем на такие вещи", - рассказал О.Коржов.

В итоге порядка 80-85% российских держателей акций приняли участие в голосовании, подчеркнул гендиректор "Мечела".

Как пояснили эксперты финансового рынка, в ситуации с "Мечелом" сложность была в том, что голосование осуществлялось по сделке с заинтересованностью. В голосовании не могли участвовать заинтересованные акционеры, поэтому участие миноритариев было так значимо. Есть риск, что подобная ситуация может повториться.

Как сообщал в середине февраля первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов, в настоящее время Банк России готовит изменения в это указание и сделает необязательной к раскрытию номер государственной регистрации и дату регистрации.

С.Швецов отметил, что проблема не только в технологических различиях предоставления информации, но и в том, что некоторые зарубежные компании-акционеры зарегистрированы 200-300 лет назад - у них нет никакого номера и информацию о дате регистрации найти крайне проблематично.

Как ожидается, поправки в указания ЦБ вступят в силу во II квартале этого года.

ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА

Вслед за О.Коржовым слово взял представитель "Независимой регистраторской компании", который озвучил число присутствующих на собрании - 64% от голосующих акций или 269 млн 402 тыс. 928 голосов.

После пояснения повестки дня участники собрания могли задать вопросы в письменном виде через секретаря, однако некоторые акционеры пытались получить пояснения в обход регламента.

Отвечая на первый вопрос о продаже доли в "Эльгаугле" Газпромбанку, О.Коржов подтвердил, что такие переговоры идут, но "процесс сложный".

"В принципе, мы по многим вопросам нашли компромиссные решения и понимание друг друга, но есть много других вопросов. К сожалению, исходя из условий наших договоренностей с Газпромбанком, мы не имеем права раскрывать никаких предварительных условий этой сделки, это касается как параметров сделки, так и внутреннего наполнения. Процесс еще идет, до конца еще мы пока не договорились", - сказал CEO "Мечела".

Согласно планам компании, переговоры с Газпромбанком по "Эльгауглю" закончатся "до конца I квартала этого года".

Акционеров также беспокоила судьба средств ВЭБа, наблюдательный совет которого осенью 2013 г. одобрил открытие кредитных линий на сумму $2,5 млрд на 13,5 лет под Эльгинский проект.

"Одним из условий раскрытия этой линии, безусловно, является урегулирование всех спорных вопросов, которые на сегодняшний день у нас есть с банками. То есть мы должны закончить реструктуризацию с банками, в первую очередь с госучастием, после чего ВЭБ, соответственно, будет готов вернуться к этому разговору", - пояснил CEO "Мечела" участникам собрания.

Среди прочих вопросов акционеров интересовали дальнейшие планы компании по продаже активов, о ценах на рельсы для РЖД, о сделках по ж/д ветке до Эльги и порту Ванино ( О.Коржов: "Мечел" не является собственником порта"), об экономии на аренде и зарплате, о дивидендной политике компании.

"На сегодняшний день никаких дополнительных изменений в устав по выплате дивидендов мы не вносим, в любом случае для того, чтобы выплачивать дивиденды, необходимо два условия. Первое - это наличие данной прибыли, и второе - это решение собрания акционеров", - сказал О.Коржов.

Со стороны акционеров также прозвучал вопрос о том, не намерена ли компания попросить деньги из ФНБ, "как Чубайс, под 4%". CEO компании ответил с улыбкой: если отвечать в плоскости "хотим/не хотим", то "хотим".

"На самом деле где-то года полтора назад мы рассматривали совместно с Фондом национального благосостояния возможность продажи части пакета акций компании. Мы рассматривали различные варианты взаимодействия, но это было полтора года назад. В сегодняшней ситуации я не думаю, что есть деньги на то, чтобы финансировать нас", - рассуждает глава компании.

Один из акционеров еще до объявления итогов собрания уточнил, как поступит компания в случае неодобрения плана реструктуризации, глава "Мечела" заявил, что будет созываться общее собрания акционеров, "убеждать людей". Эти слова оказались пророческими - и уже через некоторое время стало понятным, что в следующий раз участники вновь могут встретиться в мае.

РЕАКЦИЯ "ШОК"

Как только стало известно, что "Мечел" не заручился поддержкой акционеров по реструктуризации долгов, акции компании на Московской бирже сразу же рухнули на 22%. По итогам торгов в пятницу акции потеряли 7,2% и торговались у отметки 64 руб. на акцию, "префы" - 4,4%, до 41,63 руб. Облигации "Мечела" 14-го выпуска потеряли 0,7%, 17-го - 0,3%, 19-го - 1,8%, а 18-го - 1,1%.

Олег Петропавловский из БКС заявил, что новость об отсутствии кворума, скорее, неожиданность, потому что "Мечел" самостоятельно проводил достаточно активную работу с миноритариями.

"Мы думаем, что решение все же будет принято, и кредиторы это тоже понимают. Для миноритариев неучастие в собрании практически соответствует нулевой стоимости их акций, так что они будут голосовать "за", - сказал О.Петропавловский.

Ирина Ализаровская из Райффайзенбанка отмечает, что для кворума не хватило относительно небольшого числа голосов, а судя по не столь глубокому падению котировок облигаций "Мечела", инвесторы допускали такой исход событий.

Аналитик Societe Generale Сергей Донской убежден, что многие миноритарии "Мечела" потеряли интерес к компании и перестали следить за ее судьбой, поэтому и не заинтересовались участием в голосовании по сделкам. По его словам, проблемы компании И.Зюзина носят более фундаментальный характер: помимо долговой нагрузки на компанию также "давят" низкие цены на сырьевых рынках. Компания будет находиться в тяжелом состоянии, пока не произойдут изменения конъюнктуры, заключает эксперт.

ЧТО ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОДОБРИТЬ АКЦИОНЕРЫ

В преддверии собрания "Мечел" опубликовал все необходимые документы, в том числе и презентацию по условия реструктуризации долга. Согласно этим материалам, по состоянию на 30 сентября прошлого года общая сумма реструктуризируемого долга - $5,1 млрд, что составляет 80% от всего долга компании.

До реструктуризации пик платежей по кредитам приходился именно на текущий год ($3,266 млрд), а все долги необходимо было погасить в 2018 г. Однако договоренности с банками позволили увеличить срок погашения до 2022 г. В частности, в 2016 г. "Мечел" погасит $551 млн, в 2017 г. - $624 млн, в 2018 г. и в 2019 г. - по $690 млн, в 2020 г. - $1,074 млрд, а оставшиеся $1,502 млрд - до 2022 г.

Что касается неустоек и штрафов, то банки-кредиторы согласились списать большую часть начисленных пеней и штрафов.

Согласно новым условиям, период отсрочки погашения долга перед Газпромбанком (при условии выполнения отлагательных условий) составляет четыре года, а срок погашения - три; по займам ВТБ - год и четыре года соответственно. Весь долг компании перед этими кредиторами полностью конвертируется в рубли. Процентные платежи перед Газпромбанком рассчитываются исходя из ключевой ставки ЦБ +1,5%, но не менее 8,75%, в то время как формула расчета с ВТБ более сложная: ключевая ставка ЦБ +2,35% до 6 января 2018 г., а после - ключевая ставка ЦБ +2,99%.

С самым несговорчивым кредитором - Сбербанком - "Мечел" предварительно договорился о четырехлетней отсрочке по погашению долга, три года - срок погашения долга, при этом пик выплат Сбербанку придется именно на 2016 г. ($551 млн.) Процентная ставка для рублевой части долга рассчитывается из ставки ЦБ +1,5% (не менее 8,75%), а для долларовой - LIBOR 3M + 7%, но не менее LIBOR 3M + 5%.

Что касается международных банков, то в случае одобрения акционерами новых условий реструктуризации они готовы предоставить один год на отсрочку погашения долга, но обсуждается увеличение до четырех лет, а срок погашения долга - четыре года. Вся задолженность выражена в долларах, а процентная ставка - не выше LIBOR +5,75%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.03.2016