Несмотря на падение объемов перевозок, неизбежно вызвавшее снижение потребности рынка в подвижном составе, предприятия транспортного машиностроения могут рассчитывать на государство, обещают чиновники. Наиболее эффективные меры поддержки были озвучены в ходе круглого стола "Машиностроение и технические инновации. Как пережить спад производства?", прошедшего в рамках форума "Стратегическое партнерство 1520" в Сочи.
В целях стимулирования спроса на инновационный грузовой подвижной состав Минпромторгом был разработан ряд постановлений. В частности, № 1223, в рамках которого предусмотрено субсидирование процентной ставки при приобретении такой продукции, напомнил заместитель директора департамента транспортного и специального машиностроения ведомства Всеволод Бабушкин.
"В 2014 году была выделена сумма порядка 700 млн руб, в 2015-м запланировано 2,3 млрд руб. Также мы осуществляем поддержку предприятий в области технического перевооружения, в рамках постановления № 262 в прошлом году было выделено 1,8 млрд руб, в текущем запланировано порядка 1 млрд руб. Действие постановления рассчитано на период 2016-2017 гг.", - пояснил В. Бабушкин.
Вместе с тем с учетом напряженности в оборотных средствах предприятий министерство разработало постановление № 214 "Об утверждении порядка формирования и ведения перечня организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли". Документом предусматривается предоставление субсидий организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в связи с уплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. В 2015 году из федерального бюджета на соответствующие цели будет выделено порядка 20 млрд руб.
"У нас много обращений в части этого постановления, потому что те ставки, которые предлагают сейчас банки, являются достаточно большой нагрузкой для производства", - заключил В. Бабушкин.
Определенной поддержки требуют и локомотивостроительные предприятия. По итогам 4 месяцев показатель по грузообороту снизился на 2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На июнь уже принят план, согласно которому объемы будут сокращены на 5,3% к июню 2014-го. "В результате сегодня, кроме профицита парка подвижного состава, возникает и профицит локомотивной тяги", - подчеркнул старший вице-президент ОАО "РЖД", президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович.
В. Гапанович отметил, что по завершении июня ОАО "РЖД" вынуждено будет поставить в запас порядка 4 тыс. локомотивов, это касается в основном грузовой тяги.
При этом, по словам старшего вице-президента компании, сбалансировать спрос и предложение на локомотивы в горизонте до 2025-го все-таки удастся.
"В рамках выездного заседания в Коломне в марте текущего года был составлен важнейший документ - так называемый баланс парков до 2025 года. Если федеральные органы исполнительной власти будут руководствоваться этим документом, то до указанного периода ритмичная работа машиностроительных заводов и локомотиворемонтных депо будет гарантирована. Отмечу, что рекомендации записаны исходя из консервативного прогноза по объемам погрузки", - заключил В. Гапанович.
Следует отметить, что в ближайшее время в рамках НП "ОПЖТ" планируется разработка таких же рекомендаций по грузовому и пассажирскому вагоностроению.
Особое внимание эксперты уделили вопросу обновления локомотивного парка промышленных предприятий. По словам заместителя генерального директора по сбыту и работе с органами власти ОАО "Синара - Транспортные машины", вице-президента НП "ОПЖТ" Антона Зубихина, согласно данным за 2014 год, парк маневровых тепловозов промышленных предприятий составляет около 5,8 тыс. ед., при этом их износ - более 90%.
Проблема заключается в том, что многие промышленные компании не могут самостоятельно обновить локомотивный парк, поскольку не видят стимулов со стороны вышестоящего руководства.
"В данной ситуации поддержка государства просто необходима, и здесь Минпромторг России может предоставить ее по двум формам. Это, во-первых, субсидирование процентной ставки по лизингу - такая форма активно применяется в сельскохозяйственном машиностроении. Или же предоставление утилизационной премии при списании старых локомотивов с последующим приобретением новых. Такая форма применяется в автомобилестроении", - пояснил А. Зубихин.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер.Ру | 16.06.2015 |