06-06-15 / 2015
Новости отрасли
Мартен Вожур: «Правильный ответ экономическим вызовам времени - максимальная локализация»

ЛОКОМОТИВОСТРОЕНИЕ

На протяжении ряда лет компания Alstom является одним из партнеров транспортников России, а с недавних пор и Казахстана. О том, как работает компания в современных экономических условиях и где она могла бы найти новое применение своим техническим разработкам, в беседе в "Транспортом" рассказал старший вице-президент Alstom, управляющий директор Alstom Транспорт по России и СНГ Мартен Вожур.

МАРТЕН ВОЖУР: "Правильный ответ экономическим вызовам времени - максимальная локализация"

"Транспорт": Как сегодня строятся взаимоотношения с главным российским партнером - "Трансмашхолдингом" - в условиях продекларированного властями курса на имортозамещение?

- ТМХ был и остается нашим главным партнером в России, и наша совместная стратегия изначально предполагала локализацию продуктовой линейки. Более того, планируется постоянное увеличение процента локализации вплоть до 80%. Это, безусловно, имеет большое значение - не только с точки зрения следования правилам, установленным решениями правительства, но и с точки зрения развития российской экономики: иметь и развивать собственное высокотехнологичное производство. Особенно это актуально в современных экономических условиях. Из-за того что курс рубля существенным образом изменился, импортируемые из-за рубежа компоненты дорожают. И правильный ответ на этот вызов времени - максимальная локализация, что, собственно, и происходит с нашими машиностроительными проектами.

"Транспорт": Проекты с ТМХ уже состоявшиеся, а как обстоят дела с новыми проектами Alstom в России?

- Что касается новых проектов, то, например, в сфере СЦБ мы намерены создать здесь инжиниринговый центр, который будет разрабатывать новые решения. Мы уже обсуждаем данный проект с двумя потенциальными российскими партнерами - это НИИАС и компания "АВП- Технология", чьи мощности как раз могут стать площадкой для создания центра.

"Транспорт": Alstom неоднократно заявлял, что будет принимать участие в проекте ВСМ. Сейчас тендер на реализацию начальной стадии проекта выиграли китайцы. Какой будет стратегия Alstom в данном контексте?

- На посвященном вопросам развития ВСМ круглом столе в рамках международного бизнес-форума "Стратегическое партнерство1520" первый вице-президент РЖД Александр Мишарин в своей презентации упоминал и японские, и китайские, и европейские компании, в том числе Siemens и Alstom, из чего я делаю вывод, что дискуссия на тему участия в проекте еще открыта. Говоря о нашей стратегии, хотел бы отметить, что в принципе ВСМ - это не международный рынок. Это всегда локальный рынок. И особенно это верно для России в связи с ее сложными климатическими условиями, в связи с технологическими нормами и стандартами, принятыми здесь. И для меня совершенно очевидно, что столь большой и знаковый проект, флагман инфраструктурного развития транспортного комплекса должны вести именно российские игроки. Мы не собирались выступать с предложениями от имени Alstom, напротив, мы считаем, что вся концепция, все аспекты проекта, его стандарты должны быть разработаны и предложены российскими специалистами. Поэтому в этом процессе мы видим "Трансмашхолдинг" в роли такого российского игрока, который мог бы предложить соответствующие решения, разработанные, в свою очередь, с нашей помощью.

Мы имеем технологические решения по всем аспектам ВСМ, будь то подвижной состав, инфраструктура или оборудование СЦБ, в частности, есть решения по контактной сети для высоких скоростей, по безбаластному пути, и мы готовы помогать нашему партнеру формировать соответствующие предложения.

"Транспорт": Чисто теоретически возможен альянс Alstom с китайски ми партнерами для участия в следующем этапе тендеров по ВСМ?

- В принципе это одна из возможных альтернатив. В настоящее время мы наблюдаем за началом реализации проекта и размышляем о возможных вариантах участия. Следует иметь в виду, что в Китае существует много компаний, способных в том или ином виде принимать участие в данном проекте. Могу сказать, что в области сигнализации, например, у нас есть в Китае партнер - компания Casco, которая могла бы теоретически стать его участником.

"Транспорт": Как развивается казахстанский проект Alstom? Каковы отзывы эксплуатанта по KZ8A и KZ4AT?

- Проект продвигается успешно. Подписан первый экспортный контракт по поставке производимых здесь электровозов в Азербайджан. Подписан контракт по техническому обслуживанию электровозов в Казахстане на 25 лет.

Надо сказать, что мы собираемся увеличить нашу долю в совместном предприятии, которое учредили для реализации казахстанского машиностроительного проекта, купив половину пакета, принадлежащего "Казахстан темир жолы".

Также мы собираемся организовать в Казахстане производственную площадку по выпуску тяговых трансформаторов.

У нас партнерские, строящиеся на взаимном доверии отношения с эксплуатирующей наши локомотивы компанией "Казахстан темир жолы". Надежность машин не вызывает сомнений, и собственно сам контракт на их поставку КТЖ уже говорит о том, что они хорошо себя зарекомендовали.

"Транспорт": На какой стадии сегодня проекты в Азербайджане? Определены ли сроки поставок локомотивов, есть ли соглашения о сервисном обслуживании?

- Что касается локомотивов, процесс продвигается хорошо, мы находимся на финальной стадии обсуждения вопроса привлечения французского финансирования для их закупки. Первый локомотив может быть поставлен в конце 2016 года. Мы не исключаем некоторые изменения в сроках поставки, обусловленные сроками реализации проекта по электрификации инфраструктуры.

Переговоры по вопросу технического обслуживания еще не стартовали, у нас есть более полутора лет до поставки первой машины, чтобы обсудить этот вопрос. На сегодняшнем этапе очень важно провести консультации с азербайджанскими железнодорожниками по оснащению эксплуатационных депо, к которым будут приписаны машины.

Если говорить о поставках для метрополитена, то в Бакинском метро в коммерческую эксплуатацию уже запущены три состава поездов. Хочу подчеркнуть, что подвижой состав был поставлен в рекордные сроки. Контракт между Alstom, нашим партнером "Метровагонмаш" и заказчиком был подписан в августе прошлого года, а сегодня поезда уже начали перевозить пассажиров. Для заказчика было важно обновить подвижной состав столичной подземки к старту Европейских игр, которые будут проводиться в этом месяце в Баку.

Мы обсуждаем с Бакинским метрополитеном еще один проект, касающийся подвижного состава. Его проработка займет некоторое время, поскольку мы должны выполнить техническую спецификацию и, возможно, обсудить локализацию сборки в Азербайджане. Ожидается, что переговоры по этому проекту завершатся до конца года.

"Транспорт": На каких мощностях может быть реализован проект?

- Это один из вопросов, которые нам предстоит обсудить. Мы знаем, что на сегодняшний день в Азербайджане нет соответствующих промышленных мощностей и, как вариант, готовы рассмотреть организацию локализации на площадках собственно метрополитена. Считаю, что в принципе это возможно.

"Транспорт": Какие еще страны постсоветского пространства в ближайшее время могут быть охвачены вниманием маркетологов Alstom?

- Понятно, что Россия, Казахстан и Азербайджан являются для нас очень важными и долгосрочными партнерами. Кроме этого мы собираемся открыть представительство в Узбекистане, где есть потенциальная возможность для реализации инфраструктурных и машиностроительных проектов. Может быть, мы рассмотрим присутствие в Киргизстане, где есть планы по развитию транспортного коридора Китай - Центральная Азия. В Грузии для нас интересно участие в проекте по оснащению пути новым оборудованием сигнализации. Остается очень интересным рынок Украины. В настоящее время очевидно, что ситуация там сложная, но тем не менее можно обсуждать потребности страны в тех или иных технологиях и выяснять приоритеты. Также очень интересны и перспективны страны Балтии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт06.06.2015