В марте 2024 года спад в погрузке на РЖД составил 3,5%: всего было отправлено 105,3 млн т грузов.
По данным из телеграмм-канала перевозчика, спад связан с сокращением спроса на перевозки экспортного угля в порты Азово-Черноморского бассейна по причинам, которые лежат в плоскости взаимодействия грузовладельцев с морскими терминалами.
Свои коррективы внесла и погода. Сильные морозы и снежные заносы на стороне грузоотправителей и грузополучателей привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных и черных металлов. А проблемы с выгрузкой из-за смерзаемости угля и мазута потребовали введения ограничений по погрузке в адрес портов Северо-Запада.
Негативное влияние оказало также отвлечение локомотивного парка для проведения технического обслуживания. РЖД координируют работу с сервисными компаниями, в случае необходимости в оперативном режиме проводится передислокация локомотивов с других участков сети.
Не хватило тяги
Однако если вникнуть в детали, то картина выглядела несколько иначе.
Начнем с локомотивов. Судя по отчетам перед депутатами Госдумы, в ОАО "РЖД" столкнулись с нехваткой тяги.
С одной стороны, сервисным компаниям пришлось столкнуться с нехваткой запчастей, а с другой – парк оказался распределен, как в феврале, между депо приписки и полигонами не очень-то рационально.
Где-то тяги хватало, а где-то она оказалась в дефиците.
Уголь загнали в угол
Действительно, в марте ряд угольных компаний заявили о прекращении отправок в направлении угольного терминала "ОТЭКО" в Тамани из-за высоких ставок на перевалку. Вместе с железнодорожным тарифом (да еще на фоне введения экспортной пошлины на уголь) это снизило привлекательность отправок угля через южные терминалы.
По схожей причине в целом сократилась перевалка угля в Усть-Луге. Остался интерес у экспортеров к Мурманску, но туда оказалось сложно пробиться из-за повышенной нагрузки на дальние подходы к Большому морскому порту Санкт-Петербург, где на специализированных терминалах стали восстанавливаться контейнерные грузопотоки. Сюда же добавились цистерны с нефтепродуктами
Так что углю на северо-западе просто не осталось места. А на востоке – уголь не в первой очереди. Так что спад – не столько из-за высоких ставок стивидоров на юге, сколько из-за системы приоритетов и дефицита провозной способности железнодорожного перевозчика.
Смерзаемость же угля, между прочим, в марте была в обычных пределах. Да и обработка его в Усть-Луге ведется с подогревом при помощи вагонопрокидывателей.
Нефть есть, но не она не идет в цистерны
Отдельный разговор по поводу смерзаемости мазута – проблемы в данном случае начались у клиентов при отправке тяжелых нефтепродуктов. По данным крупной нефтяной компании, в ОЖД в марте задерживали отправки не только дополнительных объемов нефтегрузов, но и тех, что были запланированы.
Иными словами, были внесены в ГУ-12 за 10-15 суток до отправки. В результате в ОЖД уговаривали клиентов на мурманском и калининградском направлении продлить сроки поставок, чтобы избежать штрафов за просрочки доставки. А ведь речь шла, в т. ч., о цистернах с мазутом, который перед отправкой на путях необщего пользования требовалось поддерживать нужной температуры.
Отсюда – и ограничения с отправками нефтепродуктов на северо-западе: груженые цистерны "замерзли" в процедурах в зоне ответственности перевозчика.
В итоге неудивителен минус в погрузке нефти и продуктов ее переработки на РЖД (18,5 млн т, -0,5% к марту 2023 года). А ведь, между прочим, мог быть и плюс: грузы имелись, но их в ряде случаев не могли принять к отправке.
Охлажденная стройка
Снижение погрузки стройматериалов (-13%) и цемента (-2%) во многом связано с переключением данных номенклатур на автотранспорт из-за тарифной политики перевозчика.
На РЖД тариф проиндексировали вне зависимости от ситуации на рынке. А на нем пока спад. И автоперевозчики предложили более выгодные условия – даже на достаточно длинных расстояниях.
Благо погода позволила перевезти стройматериалы до наступления сезона весенней просушки автодорог.
Еще одна причина снижения погрузки щебня – сокращение перевозок балласта для нужд РЖД.
Что еще в минусе?
Насчет грузов ГМК – тут, как признались эксперты, картина действительно сложная: на рынке спад. Соответственно по всем основным позициям – уход в отрицательную зону: черные металлы (-8%), железная руда (-1%) и лом черных металлов (-18,2%).
В минусе также лес (-4%) в связи с окончанием вывоза древесины с зимников.
Впервые за последние месяцы снизалась погрузка остальных грузов, в том числе – в контейнерах (-2%). Это как раз совпало с активным внедрением отправок контейнерных поездов длиной в 71 усл. вагон. Клиенты просто не смогли выполнить условия перевозчика.
В противном случае им приходилось доплачивать – или за простой вагонов в ожидании формирования составов, или за отправку контейнеров повагонными партиями. А это – дороже. И не для всех оказалось приемлемым.
Четыре составляющих спасательного круга
Подтянули погрузку по сути 4 вида номенклатур.
Это минудобрения, зерно, химикаты и сода, а также – промсырье и формовочные материалы.
Минудобрения вышли в рост за счет экспорта через российские морские порты. Соответственно спрос на них на фоне оживления выпуска химгрузов подстегнуло выпуск химикатов и соды.
Прибавка в погрузке зерна оказалась по сравнению с предыдущим периодом незначительной – около +7%. Как и ожидалось, сказались введенные в РФ ограничения на экспорт и ухудшение мировых цен на зерно.
На таком фоне в апреле сложно ожидать роста погрузки на РЖД. Особенно с учетом ситуации, сложившейся на сети.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 02.04.2024 |