21-03-24 / 2024
Новости отрасли
Маршруты для малого бизнеса

Советский опыт призывают к улучшению организации перевозок в адрес малых/средних предприятий.

Мало по малу

Принято считать, что РЖД удобнее работать с крупными компаниями, которые способные регулярно формировать поездные маршруты, нежели с небольшими, предъявляющими к перевозке повагонные партии.

Между тем доля последних весома. К примеру, в структуре отправителей лесных грузов превалируют предприятия малого бизнеса. На Горьковской дороге они занимают до 80%, отмечает директор ООО "АТЭК" Ольга Любимова.

В то же время грузовладельцы из этой категории по сути предоставлены самим себе, что приводит к ухудшению ситуации в железнодорожной логистике у всех участников перевозочного процесса. Это, в том числе, влияет на завышение оборота вагона, дефицит подвижного состава для отправителя, снижение пропускной способности инфраструктуры перевозчика.

Стоит сказать, что в структуре оборота вагона 35% приходится на простои на технических станциях, 45% - на простои под грузовыми операциями.

Проблемы с обслуживанием испытывают и отправители нефтепродуктов, свидетельствует управляющий партнер "Петролеум трейдинг" Максим Дьяченко. По его словам, в последнее время растут объемы биржевой торговли топливом, каждый день проводится множество сделок, причем по небольшим объемам – на несколько вагонов.

"РЖД привыкли и структурированы возить крупные партии или т.н. вертушки – 62 вагона-цистерны в один адрес. Но когда каждый день подаются заявки по 60 т, невозможно сформировать целый состав", - говорит М. Дьяченко.

Пути эффективности

Проблема связана и с тем, что подъездные пути небольших предприятий стали малопривлекательным как для крупных операторов, так и для перевозчика по причине низкого уровня организации грузовых работ и организации логистики.

У каждого ветвевладельца есть два документа – это технический паспорт и инструкция на эксплуатацию. И в них не сказано, как эффективно использовать такую инфраструктуру, чтобы она приносила прибыль, а не убытки.

"Много существует технической литературы, но она непосредственно для железнодорожников, достаточно тяжело воспринимаема обычным предпринимателем. Соответственно, почерпнуть знание, опыт грузоотправителю особо неоткуда", - рассказала О. Любимова в ходе открытого разговора "Как достичь баланса вагонного парка на сети РЖД?" на TransRussia-2024.

Тем не менее есть решения, позволяющие улучшить технологию перевозку, ускорить оборот парка. Это ступенчатая маршрутизация с мест погрузки малых предприятий, предполагающая рациональное объединение погруженных групп вагонов в маршрутные поезда.

Данный подход предусматривает подачу/уборку вагонов по расписанию, заблаговременную подготовку порожнего подвижного состава, привязку погрузки к твердой нитке графика по назначениям. Безусловно, на успешность мер будет влиять технологическая дисциплина всех заинтересованных сторон.

Технология ступенчатой маршрутизации внедрялась еще в советский период – в 1930-1940-х. Вместе с тем этот опыт может быть полезен в настоящее время.

"Ступенчатая маршрутизация – это огромный резерв для железнодорожной логистики.

Возврат этого резерва из прошлого, адаптированного под рыночные условия экономики, широкое внедрение в практику работы железных дорог, предприятий промышленности и малого/среднего бизнеса, операторов и экспедиторов, позволит создать условия для ритмичной работы железнодорожного транспорта", - убеждена О. Любимова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.03.2024