13-12-22 / 2022
Новости отрасли
Маршрут объединит пять стран

На прошлой неделе АО "Узтемирйулконтейнер" (Узбекистан) организовало отправку первого контейнерного поезда в Литву. В пути состав проходит через территории трех стран – Казахстана, России и Беларуси. Эксперты транспортного рынка считают, что с учетом профицитных провозных мощностей в западном направлении развитие этого маршрута позволит нарастить объем транзитных перевозок по сети ОАО "РЖД". Маршрут соединяет станцию Сергели (Узбекистан) с литовским портом Драугисте. В пути следования подвижной состав проходит пограничные переходы Келес (между Узбекистаном и Казахстаном), Семиглавый Мар (между Казахстаном и Россией), Злынка (между Россией и Беларусью) и Гудогай (между Беларусью и Литвой). Далее экспортная продукция следует в страны Европы. Как рассказал "Гудку" председатель правления АО "Узтемирйулконтейнер" Абдумалик Камилджанов, в составе первого поезда проследовало 80 двадцатифутовых контейнеров с минеральными удобрениями. Основными партнерами отправки являются АО "Кедентранссервис" (Казахстан), компании "Прогресс" (Россия) и "Градалогистик" (Беларусь). "Активный спрос на узбекские товары на мировом рынке и неоднократное обращение отечественных предпринимателей стали предпосылками создания данного сервиса, – сообщил он. – Ранее такие перевозки осуществлялись автомобильным транспортом, но рост цен на топливо, ковидные ограничения, погодные условия, заторы в приграничных пунктах, наращивание объемов, активная контейнеризация железнодорожных перевозок и ряд других факторов способствовали развитию этого маршрута". По мнению президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, организация такого маршрута является интересной инициативой, которая позволит странам Центральной Азии в условиях отсутствия выхода к морю наладить грузовое сообщение с Европой. При этом ограничений на транзит через территории России и Беларуси сегодня нет. "Однако эффективность отправок зависит от нескольких факторов, – рассказал "Гудку" Владимир Косой. – Во-первых, речь идет о времени таможенного оформления и прохождения груза через границу между странами, не входящими в ЕАЭС, – пункты пропуска между Узбекистаном (не входит в состав ЕАЭС. – Ред.) и Казахстаном, а также Беларусью и Литвой (последняя не является участником ЕАЭС. – Ред.). Во-вторых, необходимо учитывать порожний пробег контейнеров: если большую часть маршрута подвижной состав следует порожняком, то экономически такая перевозка будет невыгодной". Именно поэтому важным аспектом является обратная загрузка поезда. При применении узбекской стороной бэг-пэков (специализированная упаковка) европейские грузоотправители смогут использовать контейнеры для отправки в Узбекистан любого вида продукции. Если минеральные удобрения следуют без упаковки, то эксплуатация "тары" без очистки невозможна. Эксперты рынка считают, что развитие сухопутных маршрутов между странами Центральной Азии и ЕС (в частности, Литвой) выгодно и ОАО "РЖД". "В западной части России в направлении Литвы существенной загрузки железнодорожной инфраструктуры не наблюдается, провозная возможность для таких отправок есть", – считает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. По его мнению, слабым звеном сухопутного маршрута может стать перегруженная сеть Казахстана. Однако Владимир Косой отметил, что "с Казахстаном сегодня проблем с загруженностью инфраструктуры при перевозках продукции в направлении прибалтийских стран не наблюдается".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.12.2022